Организация учебной деятельности учащихся на уроке

Педагогика » Педагогические условия реализации современных требований к уроку » Организация учебной деятельности учащихся на уроке

Страница 1

Успешность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно и продуманно они не подбирались учителем. Этот процесс не может быть осуществлен вне форм организации познавательной деятельности учащихся так же, как не бывает и вне времени и пространства.

В философском смысле понятие «форма» понимается как «строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием».

Форма обнимает систему устойчивых связей предмета и явления. Любой реальный урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности преподавателя и учащихся, различных форм их взаимодействия. Немаловажное значение для этого процесса имеет не только содержание общения между учителем и учениками, между учениками, но и то, в каких формах это общение осуществляется, т.е. каким образом учитель организует познавательную деятельность учеников.

Под формой организации познавательной деятельности следует понимать «…целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно – познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным. Формы организации познавательной деятельности – это, по сути дела, разновидность взаимодействия обучающих и обучающихся, отличающиеся друг от друга характером их общения.

Л. П. Буева считает, что в общении осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимовлияние и взаимодействие индивидов, выявляется и формируется общность настроений, мыслей, взглядов, взаимопонимание; осуществляется передача и усвоение манер, привычек, стиля поведения; создаются сплоченность и солидарность, характеризующие групповую и коллективную деятельность.

Формы организации познавательной деятельности в процессе обучения:

1.Без целенаправленного выбора соответствующих форм познавательной деятельности, т.е. без организации определенной структуры отношений между участниками процесса обучения ( учитель – ученик, учитель – отдельные учащиеся, между разными группами учеников, между учениками внутри группы, между всеми учащимися класса), без специального планирования этих отношений полноценная реализация в процессе обучения образовательной, воспитательной и развивающей функции просто невозможна.

2. Формы организации познавательной деятельности во взаимодействии с содержанием учебного материала и методами обучения составляют материальную основу процесса обучения, являются формами его осуществления и применяются в любых формах организации учебного процесса: урока, лекции, семинара, факультативных занятиях, консультациях, учебных конференциях и т.д.

3. Через формы организации познавательной деятельности решается задача активизации познавательной активности учеников как репродуктивной, так и продуктивной, и творческой.

4. Разное сочетание в использовании форм организации познавательной деятельности дает возможность в ходе процесса обучения преодолеть индивидуалистический характер деятельности учеников, повысить роль коллективистских начал, поднять социальную активность учащихся и развить каждого ученика в соответствии с его способностями.

5. Формы организации познавательной деятельности учащихся оказывают непреходящее влияние на весь ход учебно – воспитательного процесса. Разные формы организации задают свои требования в учебной работе: нужно уметь слушать при фронтальной работе, уметь обсуждать проблемы при коллективной, сосредоточивать и организовывать свою деятельность при работе индивидуальной.

6. Именно через формы организации познавательной учащихся овладевают определенным социальным опытом: навыками работы в коллективе, ориентированной в различных водах коллективной деятельности и возникающих в ней ситуациях, а это уже содержательно значимые элементы, характерные только для форм организации познавательной деятельности. Следовательно, она является не только средством усвоения содержания учебного материала, но и самостоятельным источником накопления содержания образования.

7. Особое место формы организации познавательной деятельности занимают в реализации воспитательного аспекта триединой цели урока. Главным источником их воспитывающей роли является характер само - проявления личности при той или иной роли. Лидерство или соучастие в работе коллектива, соревнование в темпах выполнения работы, чувство ответственности за качество своего труда, заинтересованность в результате работы группы и т.д. Дадим краткую характеристику каждой из форм познавательной деятельности учащихся.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Язык программирования HTML и его основные понятия
HTML (от англ. HyperText Markup Language — "язык разметки гипертекста") — стандартный язык разметки документов во Всемирной паутине. Большинство WEB-страниц создаются при помощи языка HTML (или XHTML). Язык HTML интерпретируется браузерами и отображается в виде документа. HTML является пр ...

Внеурочное направление политологического подхода при изучении обществознания
Здесь следует вести речь об участии школьников в учебно-исследовательской деятельности, т.е. о научных работах учащихся – рефератах. Ежегодно по линии Избиркома в городе объявляется конкурс работ учащихся по вопросам избирательного права и избирательной системы. Старшеклассники школы принимают в не ...

Выбор методов обучения – важное условие проведения урока
Метод обучения – это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Это самый подвижный, самый динамичный, компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами. И. П. Подласый дает такое определение методам обучения: «…Ме ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru