Воображение в структуре познавательной деятельности

Современная психология определяет воображение как психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают несколько видов воображения. В зависимости от наличия волевого регулирования в структуре воображения существуют два его вида: непроизвольное (возникает под действием неосознаваемых потребностей, например во сне) и произвольное (возникает под действием ясно осознаваемых целей при решении задач теоретического или практического содержания). При этом механизмы возникновения образов воображения могут иметь существенное различие. Если образы предметов создаются по их описаниям, рисункам, чертежам, то имеет место воссоздающее (репродуктивное) воображение. Если же возникают новые образы или понятия, то такое воображение называется творческим. Понятно, что творческое воображение — основной компонент творческой деятельности. По отношению к действительности образы воображения могут быть реалистическими (существуют в реальной жизни) и фантастическими (нет или даже не может быть в действительности)

Разновидностью воссоздающего воображения является пространственное воображение, заключающееся в способности человека представить пространственный образ предмета по его схематическому изображению, скажем, образ детали по ее чертежам.

В деятельности человека воображение может выполнять несколько функций. Познавательная функция заключается в создании новых образов, понятий, способов деятельности, способствующих активизации мыслительного процесса, обогащая его дополнительным материалом для мысленной обработки. Антиципирующая функция воображения проявляется в предвосхищении результата деятельности. Воображение, таким образом, позволяет не только представлять результат труда до его начала, но и создавать мысленные модели промежуточных результатов. Как следствие антиципирующей функции выступает регулирующая (регуляторная) функция воображения, проявляющаяся в предварительной настроенности к деятельности. Именно эта функция воображения ответственна за создание плана предстоящей деятельности, так называемой ориентировочной основы действий, в процессе возникновения которой формируется и соответствующий эмоциональный тонус: ощущение успеха, уверенности или, наоборот, тревожности, неуверенности, бесперспективности. Важное значение имеет также контрольно корректирующая функция. Сопоставляя промежуточные результаты деятельности с прогнозируемым конечным результатом, воображение корректирует мыслительный процесс, синтезируя представления в новых сочетаниях и связях.

Воображение учащегося будет продуктивным лишь в том случае, если ему предшествует понимание. Наличие неясностей, логических разрывов и т. п. у учащегося в процессе усвоения нового материала вызывает формирование искаженных образов воображения, что, в свою очередь, влечет нарушение логической стройности мыслительного процесса на последующих этапах усвоения. Именно поэтому использование воображения как помощника в обучении целесообразно лишь в том случае, если преподаватель уверен, что все преподаваемое действительно понято.

Информация по теме:

Невербальное общение как компонент эффективного имиджа в педагогическом общении
Невербальное общение не использует звуковую речь, а в качестве средств общения выступает мимика, жесты, пантомимика, прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Использование на уроках приемов нев ...

Место темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации» в школьном курсе информатики
Одной из наиболее заметных тенденций в развитии школьной информатики является увеличение места информационных технологий в ее содержании. В первых школьных учебниках информатики сведения о прикладных средствах современных информационных технологий в основном носили краткий описательный характер. В ...

Игра как средство развития у дошкольников представлений о себе
Значительную роль в становлении представлений о себе у ребенка занимает игра. Так, по мнению А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, коллективная ролевая игра в дошкольном возрасте не только расширяет поведенческий репертуар ребенка и служит незаменимой школой общения, но и облегчает ему осознание собствен ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru