Воображение в структуре познавательной деятельности

Современная психология определяет воображение как психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают несколько видов воображения. В зависимости от наличия волевого регулирования в структуре воображения существуют два его вида: непроизвольное (возникает под действием неосознаваемых потребностей, например во сне) и произвольное (возникает под действием ясно осознаваемых целей при решении задач теоретического или практического содержания). При этом механизмы возникновения образов воображения могут иметь существенное различие. Если образы предметов создаются по их описаниям, рисункам, чертежам, то имеет место воссоздающее (репродуктивное) воображение. Если же возникают новые образы или понятия, то такое воображение называется творческим. Понятно, что творческое воображение — основной компонент творческой деятельности. По отношению к действительности образы воображения могут быть реалистическими (существуют в реальной жизни) и фантастическими (нет или даже не может быть в действительности)

Разновидностью воссоздающего воображения является пространственное воображение, заключающееся в способности человека представить пространственный образ предмета по его схематическому изображению, скажем, образ детали по ее чертежам.

В деятельности человека воображение может выполнять несколько функций. Познавательная функция заключается в создании новых образов, понятий, способов деятельности, способствующих активизации мыслительного процесса, обогащая его дополнительным материалом для мысленной обработки. Антиципирующая функция воображения проявляется в предвосхищении результата деятельности. Воображение, таким образом, позволяет не только представлять результат труда до его начала, но и создавать мысленные модели промежуточных результатов. Как следствие антиципирующей функции выступает регулирующая (регуляторная) функция воображения, проявляющаяся в предварительной настроенности к деятельности. Именно эта функция воображения ответственна за создание плана предстоящей деятельности, так называемой ориентировочной основы действий, в процессе возникновения которой формируется и соответствующий эмоциональный тонус: ощущение успеха, уверенности или, наоборот, тревожности, неуверенности, бесперспективности. Важное значение имеет также контрольно корректирующая функция. Сопоставляя промежуточные результаты деятельности с прогнозируемым конечным результатом, воображение корректирует мыслительный процесс, синтезируя представления в новых сочетаниях и связях.

Воображение учащегося будет продуктивным лишь в том случае, если ему предшествует понимание. Наличие неясностей, логических разрывов и т. п. у учащегося в процессе усвоения нового материала вызывает формирование искаженных образов воображения, что, в свою очередь, влечет нарушение логической стройности мыслительного процесса на последующих этапах усвоения. Именно поэтому использование воображения как помощника в обучении целесообразно лишь в том случае, если преподаватель уверен, что все преподаваемое действительно понято.

Информация по теме:

Методические системы изучения поэзии Есенина в школе
Изучению творчества Сергея Есенина в школе уделяется не много внимания. Этой проблемой занимаются Н.И. Шубникова-Гусева, М.А. Бондаренко, Г.Э. Голышева и др. В своей статье "Творчество С.А. Есенина в школе" доктор филологических наук Наталия Игоревна Шубникова-Гусева раскрывает проблемы и ...

Роль игры в формировании волевых качеств личности младшего школьника
Большую часть своего времени дети данного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, в ней идет процесс воспитания в такой же мере, как и в остальных видах деятельности. Если учитель замечает, что в учении, общении или труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, ...

Анализ результатов диагностики с помощью методики «Несуществующее животное»
«Несуществующее животное» - одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Проводилась она с целью выявления или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка, уточнения результатов наблюдения. Поскольку методика проективная, то: Первая ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru