Особенности восприятия и анализа лирического произведения учениками

Педагогика » Особенности изучения лирического произведения в старших классах » Особенности восприятия и анализа лирического произведения учениками

Страница 2

При изучении лирической поэзии в школе, как одна из основных задач возникает задача познакомить учащихся со спецификой лирики как особого рода литературы. Помочь восприятию таких особенностей лирики, как ассоциативность, метафоричность. Выработать объективные критерия оценки лирического произведения, вооружить учеников определенными навыками его анализа.

Анализируя художественное произведение, исходим из того, что оно является звеном единой художественной системы. Но система эта включает в себя не только литературу, она охватывает всю сферу искусства - и изобразительное искусство, и музыку, и искусство театра и кино и. д.

При этом поэзия особенно близка двум видам искусства изобразительному искусству и музыке. Близость эта обусловливает внимание к пластической к музыкальной выразительности лирического произведения. Но близость эта обусловливается также возможностью при изучении лирики, широко обращаться к образам родственных поэзий искусств.

При изучении лирики очень хорошо использовать произведения изобразительного искусства. При сопоставлении стихотворения и картины мы выясняем, какие мысли и чувства они вызывают, находим слова стихотворения, которые соответствуют содержанию и настроению картины, устанавливаем, как замысел поэта и художника воплотился в образах, колорите, языке произведения.

Отбирая произведения живописи, нужно считаться и с такими особенностями лирического образа, как экспрессивность и музыкальность. Этими качествами, в частности, отмечены картины Ч. Левитана, Ф. Васильева, и именно потому возможно широкое обращение к ним при изучении лирики.

Очень эффективно при изучении лирических произведений обращаться к музыке. Общность сфер поэзии и музыки прекрасно осознавали и сами поэты. В лирике 18-19 в. слово певец было синонимом слову поэт.

Конечно, знакомя учеников с музыкальными произведениями, педагог должен соблюдать чувство меры. Цель его - проявить при помощи музыки то музыкальное начало, которое входит в содержание каждого стихотворения.

Возможны разные формы этой работы. Прослушивание музыкальных произведений на вступительных занятиях позволит настроить учащихся на определенную музыкальную волну.

Другая форма применения музыки - мелодекламация, чтение стихов на музыкальной основе. Особенно большое значение при изучении лирики имеет обращение к романсам на стихи поэта.

Таким образом, наблюдения над произведениями живописи и музыки помогут учащимся войти в художественный мир лирических стихотворений, дадут представление о стиле того или иного поэта, поставят его творчество в связь с историей русского искусства.

Из всего выше перечисленного напрашивается вывод, что, начиная изучать с ребятами лирическое произведение, перед учителем встают очень сложные вопросы: Как же сделать в процессе обучения анализ лирического произведения наиболее эффективным? Как активизировать восприятие детей средних классов в ходе анализа лирических произведений?

На эти и другие вопросы мы и постараемся ответить в нашей выпускной квалификационной работе.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Понятие имиджа
Имидж – явление многогранное и сложное, затрагивающее многие сферы жизни современного социума, чья сущность, закономерности и механизмы формирования до сих пор четко не определены. Недостаточная проработанность, неопределенность имиджа как конструкта актуализирует потребность в теоретико-методологи ...

Описание структуры университетского образования
Обращаясь к истории возникновения университета (15,5), можно проанализировать, что ученые, философы и педагоги боролись за сохранение главного назначения университетов – быть эталонами, центрами высокого знания, очагами развития интеллекта и культуры духовного мира человека. Начиная с момента зарож ...

Методы обучения, их классификация
Понятие «метод обучения» довольно сложное, что обусловлено чрезвычайной многогранностью процесса, который должен отражать сущность данной категории. Г. Ващенко подал содержание общих методов обучения и их классификацию. По его мнению, метод обучения - это средство или система средств, сознательно п ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru