Особенности восприятия и анализа лирического произведения учениками

Педагогика » Особенности изучения лирического произведения в старших классах » Особенности восприятия и анализа лирического произведения учениками

Страница 2

При изучении лирической поэзии в школе, как одна из основных задач возникает задача познакомить учащихся со спецификой лирики как особого рода литературы. Помочь восприятию таких особенностей лирики, как ассоциативность, метафоричность. Выработать объективные критерия оценки лирического произведения, вооружить учеников определенными навыками его анализа.

Анализируя художественное произведение, исходим из того, что оно является звеном единой художественной системы. Но система эта включает в себя не только литературу, она охватывает всю сферу искусства - и изобразительное искусство, и музыку, и искусство театра и кино и. д.

При этом поэзия особенно близка двум видам искусства изобразительному искусству и музыке. Близость эта обусловливает внимание к пластической к музыкальной выразительности лирического произведения. Но близость эта обусловливается также возможностью при изучении лирики, широко обращаться к образам родственных поэзий искусств.

При изучении лирики очень хорошо использовать произведения изобразительного искусства. При сопоставлении стихотворения и картины мы выясняем, какие мысли и чувства они вызывают, находим слова стихотворения, которые соответствуют содержанию и настроению картины, устанавливаем, как замысел поэта и художника воплотился в образах, колорите, языке произведения.

Отбирая произведения живописи, нужно считаться и с такими особенностями лирического образа, как экспрессивность и музыкальность. Этими качествами, в частности, отмечены картины Ч. Левитана, Ф. Васильева, и именно потому возможно широкое обращение к ним при изучении лирики.

Очень эффективно при изучении лирических произведений обращаться к музыке. Общность сфер поэзии и музыки прекрасно осознавали и сами поэты. В лирике 18-19 в. слово певец было синонимом слову поэт.

Конечно, знакомя учеников с музыкальными произведениями, педагог должен соблюдать чувство меры. Цель его - проявить при помощи музыки то музыкальное начало, которое входит в содержание каждого стихотворения.

Возможны разные формы этой работы. Прослушивание музыкальных произведений на вступительных занятиях позволит настроить учащихся на определенную музыкальную волну.

Другая форма применения музыки - мелодекламация, чтение стихов на музыкальной основе. Особенно большое значение при изучении лирики имеет обращение к романсам на стихи поэта.

Таким образом, наблюдения над произведениями живописи и музыки помогут учащимся войти в художественный мир лирических стихотворений, дадут представление о стиле того или иного поэта, поставят его творчество в связь с историей русского искусства.

Из всего выше перечисленного напрашивается вывод, что, начиная изучать с ребятами лирическое произведение, перед учителем встают очень сложные вопросы: Как же сделать в процессе обучения анализ лирического произведения наиболее эффективным? Как активизировать восприятие детей средних классов в ходе анализа лирических произведений?

На эти и другие вопросы мы и постараемся ответить в нашей выпускной квалификационной работе.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Спорт
Отдельное внимание в Оксфорде уделяется спорту. Здесь, как ни в каком другом месте, исповедуется принцип «в здоровом теле – здоровый дух». Наверное, нет такого вида спорта, которым нельзя бы было заниматься в университете Оксфорда – как на любительском, так и на полупрофессиональном уровне. В каждо ...

Специфика современной семьи
1. Особая роль родительстпва. В древней истории самоценность детей и детства была крайне низкой. Кон [1988] приводит в качестве иллюстрации, подтверждающей это положение, периодизацию развития детско-родительских отношений в истории общества, предложенную А. Ллойд-Демозом. Сточки зрения автора «пси ...

Триединая цель урока как главное условие успешной организации и проведения урока
Проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели – нет управления, без цели – нет результата. Цель - это заранее запрограммированный результат, который человек должен получит в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Тр ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru