Труд как фактор народного воспитания

Взять в основу современного воспитания учащихся опыт традиционного трудового воспитания казахов – цель и задача народной педагогики. В процессе организации разнообразных взаимоотношений и действий учащихся в социальной среде воспитание в них народного опыта и хороших черт характера издавна является благим намерением. Наряду с этими народная педагогика призвана учить подрастающее поколение, которое сможет приумножить общественное богатство, широко использовать ценности духовной культуры нашего народа, приспособленного к правилам рыночной экономики. Она же ставит цель освоить виды традиционного труда народа, чтобы формировать многогранную активную, деловую, конкурентоспособную, одаренную, творческую личность с пробужденным национальным сознанием.

Все это подтверждает мысль о том, что трудовое воспитание – это привлечение человека к активной трудовой деятельности и ее организации, воспитание к трудолюбию, стойкости и верности путем формирования сознательного взгляда, признающего труд основной жизненной потребностью.

Семья играет особую роль в трудовом воспитании. Ее не заменит никакая отрасль общественного воспитания. Потому что цель семьи не только рождение ребенка, это и привитие ему ценностей традиционного труда в социально-культурной среде, мыслей и советов мудрецов о трудовом воспитании, воспитание его полезным гражданином для общества. Трудовой опыт, образцовый пример старшего поколения, беспрекословное выполнение ими своих обязанностей – большая школа трудового воспитания.

Есть и много поучительного в казахской семье по опыту формирования у детей рассудительного мировоззрения к труду. Это начинается с простейших видов труда, переплетаясь с общественно важными делами. В казахской семье мальчиков учили присматривать за ягнятами и козлятами, готовить дрова, делать орудие труда из продукции скота (плетение узды, плети, шидер, выделывание кожи, изготовление оружия и т.д.), строить кошару, также приучили к кузнечному и ювелирному искусству, а девочек воспитывали убирать дом, мыть посуду, готовить пищу, шить кружева, ткать узоры, ухаживать за детьми, обслуживать гостей. В процессе трудового воспитания родители учили детей трудиться не только для себя, но и ради благополучия народа, почетного отношения к труду, понимания радости и наслаждения трудовой деятельности.

Традиционные виды труда казахского народа, формировавшиеся с древнейших времен по природным и географическим особенностям: сельскохозяйственные, ремесленные и бытовые виды труда. Раннее привлечение детей к труду помогло формированию их человеческих достоинств, совершенствованию их художественно-эстетического вкуса, развитию их телосложения, а также повышению бережного отношения к культурному наследию народа. Все это казахский народ осуществил не методом наказания, а самыми эффективными, простыми путями метода объяснения, различными способами агитации, поощрения, внушения, обучения, разучивания и т.д. В этих целях широко использовали сказки, пословицы и поговорки, загадки и скороговорки, ораторские речи и благословения, лирические и богатырские песни, легенды и притчи и др. жанры устного народного творчества. Значит, в казахском народе с древнейших времен бытует большой опыт систематизированного трудового воспитания, дополненный и обработанный по требованию каждой эпохи. И сегодня в период вступления человеческой цивилизации в третье тысячелетие, когда уже освоили космос и вошли в мировую информационную систему, без определенного изменения продолжается преемственность трудовой технологии нашего народа. Теперь же самой актуальной проблемой является воспитание молодого поколения к труду на основе национальных традиций, сохраняя эту преемственность.

Дети, помогая взрослым и принимая их поучительные дела, а также навыки мастерства, постоянно находились на лоне природы, любовались ее красотой, сызмала слушали пение птиц, стрекот кузнечика, рассказы о былом, песни и кюи, сказки пастухов. Такое раннее трудовое участие детей способствовали формированию их человеческих качеств, совершенствованию художественно-эстетических склонностей их физическому развитию, бережному отношению к культурным ценностям народа. Познавательные нормы народной педагогики, в первую очередь, основаны на освоение детьми природу и богатств родной земли, разновидностей труда, связанные с традиционным хозяйством. Эти же нормы осуществлялись казахским народом не методом каких-либо наказаний, а простейшим методом объяснения детям благих намерений трудового общения, путем наставления, увлечения, разучивания и др. методами и способами народной педагогики.

Информация по теме:

Вопросы и их роль в активизации деятельности студентов
Вопросы педагога являются одним из самых распространенных приемов активизация познавательной деятельности обучающихся. Преподаватели широко используют вопросы направленные на проверку усвоения материала, выяснение запаса знаний студентов. Такие вопросы требуют воспроизведения усвоенного материала и ...

Общая характеристика младшего школьного возраста
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Границы младшего школьного возраста – с 6 до 10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде все ...

Анализ методик диагностики пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией
В настоящее время в литературе вопрос о пространственных представлениях детей четвертого года жизни с дизартрией мало освещен, вследствие чего методик диагностики не разработано. Однако можно сказать, что некоторые авторы в своих работах все же поднимали этот вопрос и включили в свои диагностически ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru