Содержание учебного материала - это тот фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися. Оно выступает в качестве своеобразной материальной основы урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность учеников.
Основу содержания учебного материала составляют эмпирические и теоретические знания. Рассмотрим их .
Эмпирические знания - это знания, получаемые учениками в результате непосредственного контакта с предметом или явлением реального мира. Их содержание складывается, в основном, из чувственно воспринимаемых (или непосредственно данных, видимых, лежащих как бы на поверхности) свойств и отношений вещей. Эмпирическое знание не отрицает связей вообще, но останавливается на таких связях, которые в действительности являются формами проявления скрытых за ними существенных отношений. Факт, явление, событие в этом знании отражается со стороны его внешних связей и проявлений, доступных живому созерцания. Формой эмпирического знания является отдельный факт или некоторая система фактов, описывающая то или иное явление. Практическое применение эмпирического знания ограничено, а в научном отношении оно является некоторым исходным пунктом в построении.
Теоретические знания отражают объект со стороны его внутренних связей и закономерностей движения. Эти внутренние связи познаются путём рациональной обработки данных эмпирического знания. Формой теоретического знания является система абстракций, объясняющая объект, обобщенные результаты общественно-исторического и научного познания мира, основные теории науки, идеи, идеалы, эстетические, моральные и правовые нормы. Практическое применение теоретического знания почти безгранично.
Понятие – важнейшее составляющее теоретического знания. В нём отражается сущность предмета или явления, т.е. совокупность всех его существенных признаков. Выраженная в понятии мысль закрепляется в языке отдельным термином или словосочетанием. Понятие – основное средство формирования и накопления достигнутых человеком научных и практических знаний. Именно с помощью понятий осуществляется учителем в ходе обучения передача учебной информации, вооружение учащихся знаниями. Формирование понятий – одна из основных задач в работе каждого учителя.
Законы – важнейшая составляющая теоретического знания. Это внутренняя и необходимая, всеобщая и существенная связь предметов и явлений объективной деятельности; прочное, остающееся, повторяющееся, не так часто меняющееся, идентичное в явлении; одна из ступеней познания человеком единства и взаимосвязи явлений. Познать закон – это значит раскрыть ту или иную сторону сущности исследуемого предмета, явления.
Принципы – основное правило поведения в ходе осуществления человеком того или иного вида деятельности, ведущее понятие, представляющее явление той или иной области. Они тоже составляют определенную часть теоретического знания.
Важнейшей составной частью теоретических знаний являются теории. Теория – это система, связующая вместе те или иные знания, дающая им определенный «каркас». Законы и факты науки получают определенную интерпретацию и служат основой для более широких научных выводов, если они обобщаются в теорию. Теория – это система обобщенного знания, объясняющего те или иные стороны действительности. Теория, наконец, - это система руководящих идей в той или иной отрасли знаний. Теория включает в себя описание не только известной совокупности фактов, но и их объяснение, вскрытие закономерностей, которыми они починены, доказательство входящих в нее положений. Наука является системой теории.
Идеи являются основами научных теорий. Идея – это мысль, общее понятие о предмете или явлении. Она раскрывается в системе понятий и определений. В идее в наиболее отчетливой и законченной форме выражена тенденция развития явлений действительности, т.е. она отражает не только существующее, но и долженствующее.
Эмпирическое и теоретическое – относительно самостоятельные знания, граница между ними в какой-то степени условна; эмпирическое знание переходит в теоретическое и, наоборот, то знание, которое на одном уровне развития науки считалось теоретическим, на другом, более высоком этапе развития науки, может стать эмпирически доступным.
Информация по теме:
Организация и ход опытно-экспериментальной работы по формированию эмоционально-ценностного
отношения младших школьников к музыке
Данные констатирующего эксперимента послужили основой для проведения формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент проводился в 2012г. В ходе эксперимента на основе выше описанной модели нами была разработана и внедрена в практику начальной школы программа формирования эмоционально-ценностного ...
Виды дидактических поисковых моделей обучения
С позиции теории деятельности диалогическое общение является важнейшей составляющей современного обучения. Диалог задает контекст совместной учебной деятельности, в котором происходит развитие субъекта этой деятельности, учащегося. Применительно к школе, ключевым для понимания роли диалогического о ...
Задачи со сказочными персонажами во 2 классе
Задачи на умножение и деление №32. Фрекен Бок подала к чаю 5 тарелок с пирожками, по 7 пирожков в каждой. Сколько всего пирожков подала Фрекен Бок? Решение Тарелок – 5 (множимое) Пирожков – по 7 в тарелке (множитель) Всего - ? (произведение) 5 * 7 = 35 Ответ: Фрекен Бок подала к чаю 35 пирожков №33 ...