Однако понятие « содержание учебного материала» не исчерпывается наличием вышеперечисленных компонентов. В него входят практические задания и упражнения, способы выполнения действий, при помощи которых ученик усваивает навыки и умения, в том числе умения добывать новые знания и успешно применять их на практике, правила, необходимые для выполнения домашних заданий. Аналогичной формой знаний является и конструктивно-технический образ, отражаемый в виде моделей, чертежей, схем или представлений конкретного предмета. Есть еще одна очень важная составляющая содержания учебного материала – это методы научного исследования и мышления, характерные для отдельных отраслей наук, которыми овладевают учащиеся, и без знания который невозможно усвоить знания. Это способы познавательной деятельности, методы и средства развития интеллектуальных способностей учеников, теоремы, требующие доказательств.
Все эти компоненты составляют логическую систему знаний, навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении того или иного предмета. Они тесно взаимосвязаны, взаимопроникают, входят друг в друга и переплетаются между собой. Учебный материал подбирается учителем фактически в свете определенных научных понятий и системы знаний по каждому предмету, в основном определяется системой научных понятий, намеченных для усвоения.
На каждом уроке учитель и ученики имеют дело с тем или иным набором, с какой-то определенной частью учебного материала.
Содержание учебного материала делится как бы на две части: необходимый материал, непосредственно связанный с темой урока, и материал второстепенный, который вводится в урок в целях усиления умственной активности учащихся, воспитательного влияния на них, в целях подготовки к какой-нибудь работе на следующем уроке и т.д.
Существует несколько требований к отбору учебного материала:
Нельзя использовать недостаточно современные и научно не выверенные и не выдержанные положения и факты.
Необходимо отобрать наиболее ценную, достаточную информацию, факты, понятия, законы, теории, всесторонне представляющие изучаемый вопрос и обеспечивающие понимание его сущности.
Материал должен быть организован таким образом, чтобы в нем была выделена ведущая идея, главное, основное звено.
Содержание учебного материала должно отражать и методы получения знаний, типичные для данной темы.
Таким образом, содержание учебного материала является для учителя как бы «сырьем», из которого создаются различные конструкции, обусловливающие способы учебного познания.
Информация по теме:
Методы и организация исследования
Методы исследования: - теоретический анализ и обобщение научных данных, освещенных в литературных источниках; - педагогические контрольные испытания; - педагогическое наблюдение; - опытно-экспериментальная работа; - индивидуальное и групповое тестирование; - математико-статистический анализ результ ...
Студенческая жизнь Оксфорда
Оксфордский университет умеет не только заниматься, но и отдыхать. Интеграции в уникальную академическую атмосферу университета способствуют многочисленные студенческие клубы и общества. Подобных клубов в университете Оксфорда несколько сотен, а сфера их интересов более чем разнообразна. Тут можно ...
Работа с образцом экзаменационного задания
В образце экзаменационного задания (ОЭЗ) представлены точные формулировки вопросов по учебным ситуациям. В период подготовки при работе над учебными ситуациями из Банка Вы будете использовать типичные вопросы: Что здесь происходит? Как я мог бы решить проблему(ы)? Каждую учебную ситуацию можно буде ...