Основные компоненты учебного процесса

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения » Основные компоненты учебного процесса

Страница 1

Структура учебного процесса, во-первых, указывает на то, что обучение имеет двусторонний характер и обусловливает необходимость тесного взаимодействия субъекта преподавания и субъекта учения на всех этапах учебной работы, начиная с постановки ее целей и задач и заканчивая проверкой и оценкой ее результатов. «Изъятие» учеников на любом этапе обучения приводит к прекращению процесса их учебно-познавательной деятельности.

Во-вторых, дает педагогам четкое представление о его основных звеньях.

Например, задача педагога:

Определять цели и задачи учебной деятельности учащихся;

Формировать содержательные, эмоционально окрашенные мотивы и мотивации учебно-познавательной деятельности;

Определять содержание учебного материала, подлежащего обработке и усвоению учащимися;

Планировать и организовывать учебно-познавательную деятельность учащихся;

Выбирать методы, формы и средства проведения занятий, определять и обрабатывать методику каждого учебного мероприятия;

Проводить конкретные учебные мероприятия;

Помочь учащимся регулировать их учебно-познавательную деятельность;

Контролировать учебно-познавательную деятельность учащихся;

Оценивать ее результаты и т.д

Соответственно, основными звеньями учебно-познавательной деятельности учащихся являются:

Осознание целей и задач этой деятельности;

Формирование, развитие и обогащение ее мотивов и мотивации;

Осмысление темы нового материала и основных проблем, которые необходимо решить;

Восприятие, осмысление, запоминание и обобщение учебного материала, его использование в практике и дальнейшее повторение;

Проявление эмоционально-волевого отношения к собственным учебно-познавательным действиям;

Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности и внесения в нее соответствующих коррективов и изменений.

В-третьих, дает педагогу четкое представление о динамизме и перманентности учебного процесса.

Кратко проанализируем назначение и содержание отдельных структурных компонентов дидактического процесса.

Целевой компонент обеспечивает осознание педагогами цели обучения, а также формирует положительное отношение учащихся к учебно-познавательной деятельности, профессиональной деятельности вообще и конкретной специальности в частности. Цели обучения определяются государственным стандартом, рядом документов правительства страны, а по отдельным специальностям - образовательно-квалификационной характеристикой. Затем они конкретизируются в образовательно-профессиональных программах, программах по отдельным учебным дисциплинам, учебниках, учебных пособиях для учителей, дидактических материалах для учащихся.

Итак, цель обучения - это идеальное мыслительное предсказание педагогами и учениками конечного результата всего учебного процесса.

Стимулирующий, мотивационный компонент имеет большое значение для учебного процесса.

Формирование мотивации учебных действий - это ответственный этап деятельности педагога. Глубокие, прочные, эмоционально окрашенные и содержательные мотивы обеспечивают эффективность учебно-познавательных действий учащихся и предоставляют им конкретную направленность.

В своих исследованиях Е.Н. Ильин, А.К. Маркова, Т.А. Матис, М.Е. Мильман, А.Б. Орлов и другие авторы обосновали внутреннюю и внешнюю мотивации учебной деятельности и условия их формирования. Именно положительная мотивация к обучению и личностному развитию, которую создает и поддерживает прежде учитель, является основным условием конструктивной социализации школьников. Отсутствие или ошибки при становлении такой мотивации приводят к угрозе общественной изоляции и возникновения девиаций социального поведения молодежи.

Мотивация учебно-познавательной деятельности состоит из совокупности определенных мотивов. Мотив учебно-познавательной деятельности - это попытка ученика достичь определенного уровня развития в учении и профессиональной деятельности, в основе которой лежат глубокие, прочные и разнообразные общеобразовательные научные и профессиональные знания, навыки и умения.

Безусловно, учебно-познавательная деятельность учащихся всегда полимотивирована, т.е. в учебных мотивах сочетаются внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся стремление получить определенное развитие в учении, приобрести новые знания, навыки, умения, взаимодействовать с товарищами. Поэтому педагог должен научиться распознавать истинные мотивы учебно-познавательных действий учащихся, способствовать целенаправленной и содержательной работе с каждым из них.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Выявление эффективности работы учителя по формированию научного мировоззрения младших школьников
Для решения задач формирования научного мировоззрения в начальных классах на межпредметном уровне необходимо: - формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха; - развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познав ...

Формирование умений в процессе обучения истории
Формировать – значит образовывать, составлять, организовывать, порождать. Мы придерживаемся того мнения, что формирование – это процесс, в ходе которого происходит создание чего-то нового на основе имеющихся качеств личности как генезисного характера, так и приобретенного. В трудах ученых по пробле ...

Описание предметной области и ситуации
Моей системой, в которой возникла проблемная ситуация, является план создания студенческого портфолио. Обсуждение тематики создания и использования портфолио в вузе опирается на такие взаимоопределяющие тенденции в развитии российского образования, как: - Оформление постиндустриального общества рын ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru