Основные компоненты учебного процесса

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения » Основные компоненты учебного процесса

Страница 3

Оценочно-результативный компонент является завершающим в учебном процессе. Ключевой вопрос - что именно должно быть объектом измерения и через какую систему измерителей определяться в каждой образовательной области. Ведь результатом усвоения являются знания, способы деятельности, творческие умения, навыки, мировоззренческие ценности, и каждый предмет имеет свои особенности и является специфической долей в общеобразовательной подготовке.

Также необходимо обращать особое внимание на моделирование системы критериев оценки результатов развития образования.

Этот компонент предусматривает оценку овладения учащимися учебной программы, освоение определенной совокупности знаний, формирование практических навыков и умений, определение уровня их личностного и профессионального развития, действенности, как всего дидактического процесса, так и отдельных его компонентов, сформированности мотивации учебно-познавательной и профессиональной деятельности и т.д Также на этом этапе происходит контроль и самоконтроль за ходом дидактического процесса.

Оценка педагогами результатов учебной деятельности учащихся должна быть объективной, систематической и последовательной. Трудность оценки заключается в том, что она является многоаспектной. Действительно, воспитательная функция имеет ценность, когда она, во-первых, правильная (с точки зрения педагога) и справедливая (по мнению воспитанника) и, во-вторых, соответствует общепринятым критериям оценок.

Русский философ Б.С. Гершунский отмечает, что образование должно заботиться прежде о становлении личности, лелея ее образованность, профессиональную компетентность, культуру и ментальность.

А. Зязюн конечным результатом образования считает внутреннее состояние человека на уровне потребности узнавать новое, приобретать знания, производить материальные и духовные ценности и помогать ближнему.

Таким образом, к результатам дидактического процесса следует отнести:

мировоззрение субъекта учения, его мировосприятие и миропонимание;

личностные качества ученика;

систему его общенаучных и профессиональных знаний, навыков, умений и привычек;

умение творчески мыслить;

умение учиться, потребность самостоятельно приобретать и постоянно творчески пополнять свои знания, совершенствовать практические и интеллектуальные навыки и умения;

духовную, социально-психологическую и профессиональную подготовленность.

Итак, с функционально-социологической точки зрения формирования личности ученика в учебно-воспитательном процессе является главным его результатом. Существенный вклад в этот результат должен сделать дидактический процесс. Показателем этого результата является самоактуализация ученика в учебно-познавательной деятельности и его готовность к профессиональной деятельности и к выполнению различных социальных ролей. Само содержание выполняемых общественных ролей учеником как личностью образует смысл и смысл жизни. А качество этой формы жизненной самореализации личности определяет степень ее социального бытия. Уместным можно назвать мнение польского ученого К. Обуховского, который утверждает, что люди, которых жизнь заставила заниматься деятельностью, в которой они не видят смысла, - это разочарованные в жизни люди.

Страницы: 1 2 3 

Информация по теме:

Подходы к обучению учащихся обществознанию
Описание педагогического опыта по обозначенной проблеме представляет определенный интерес для работников образования и может быть использовано в качестве методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса с учащимися в рамках нового стандарта образовательной области «Обществоз ...

Обзор изменений в образовательной и правовой сфере при реализации курса «ОРКиСЭ»
Изучение национальной культуры и религиозных традиций российского социума является одной из задач нашего государства – осознание человеком своей этнической и культурной идентичности необходимо для отождествления себя с обществом, в котором он родился и вырос. Поскольку Россия исторически объединила ...

Некоторые направления деятельности педагога В.Э.Попова при использовании политологического подхода при изучении обществознания
Урочная деятельность педагога и учащихся: использование наиболее эффективных форм организации занятий (урок-дискуссия, проблемы-задания, деловые игры, практикумы, лабораторные работы); использование на уроках возможностей Интернета; работа с материалами местной и областной прессы; проведение полити ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru