Основные компоненты учебного процесса

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения » Основные компоненты учебного процесса

Страница 3

Оценочно-результативный компонент является завершающим в учебном процессе. Ключевой вопрос - что именно должно быть объектом измерения и через какую систему измерителей определяться в каждой образовательной области. Ведь результатом усвоения являются знания, способы деятельности, творческие умения, навыки, мировоззренческие ценности, и каждый предмет имеет свои особенности и является специфической долей в общеобразовательной подготовке.

Также необходимо обращать особое внимание на моделирование системы критериев оценки результатов развития образования.

Этот компонент предусматривает оценку овладения учащимися учебной программы, освоение определенной совокупности знаний, формирование практических навыков и умений, определение уровня их личностного и профессионального развития, действенности, как всего дидактического процесса, так и отдельных его компонентов, сформированности мотивации учебно-познавательной и профессиональной деятельности и т.д Также на этом этапе происходит контроль и самоконтроль за ходом дидактического процесса.

Оценка педагогами результатов учебной деятельности учащихся должна быть объективной, систематической и последовательной. Трудность оценки заключается в том, что она является многоаспектной. Действительно, воспитательная функция имеет ценность, когда она, во-первых, правильная (с точки зрения педагога) и справедливая (по мнению воспитанника) и, во-вторых, соответствует общепринятым критериям оценок.

Русский философ Б.С. Гершунский отмечает, что образование должно заботиться прежде о становлении личности, лелея ее образованность, профессиональную компетентность, культуру и ментальность.

А. Зязюн конечным результатом образования считает внутреннее состояние человека на уровне потребности узнавать новое, приобретать знания, производить материальные и духовные ценности и помогать ближнему.

Таким образом, к результатам дидактического процесса следует отнести:

мировоззрение субъекта учения, его мировосприятие и миропонимание;

личностные качества ученика;

систему его общенаучных и профессиональных знаний, навыков, умений и привычек;

умение творчески мыслить;

умение учиться, потребность самостоятельно приобретать и постоянно творчески пополнять свои знания, совершенствовать практические и интеллектуальные навыки и умения;

духовную, социально-психологическую и профессиональную подготовленность.

Итак, с функционально-социологической точки зрения формирования личности ученика в учебно-воспитательном процессе является главным его результатом. Существенный вклад в этот результат должен сделать дидактический процесс. Показателем этого результата является самоактуализация ученика в учебно-познавательной деятельности и его готовность к профессиональной деятельности и к выполнению различных социальных ролей. Само содержание выполняемых общественных ролей учеником как личностью образует смысл и смысл жизни. А качество этой формы жизненной самореализации личности определяет степень ее социального бытия. Уместным можно назвать мнение польского ученого К. Обуховского, который утверждает, что люди, которых жизнь заставила заниматься деятельностью, в которой они не видят смысла, - это разочарованные в жизни люди.

Страницы: 1 2 3 

Информация по теме:

Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников
Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств у младших школьников мы взяли за основу среднюю школу №4 города Соль-Илецка, Оренбургской области. Школа №4 была открыта в 1972 году и имеет статус муниципального общеобразовательного учреждения. Директор школы Л.А. Полякова имеет учёную ст ...

Формирование и развитие предметно-исторических умений в процессе работы учащихся с историческими источниками
Чтобы формировать у школьников в процессе обучения истории специальные умения, учитель должен овладеть методикой их формирования, знать, какие умения обязательны для учащихся на протяжении всех лет обучения истории в школе, руководить их поэтапным формированием, т. е. ясно представлять, какие умени ...

Активность в стимулировании учебной деятельности
Работа преподавателя по стимулированию учебной деятельности немыслима без опоры на активность учащихся. В дидактике вопрос о сущности активности учащихся не получил однозначного и общепризнанного решения. Известно, что познавательная активность — важный показатель состояния личности, относящейся к ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru