Основные компоненты учебного процесса

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения » Основные компоненты учебного процесса

Страница 3

Оценочно-результативный компонент является завершающим в учебном процессе. Ключевой вопрос - что именно должно быть объектом измерения и через какую систему измерителей определяться в каждой образовательной области. Ведь результатом усвоения являются знания, способы деятельности, творческие умения, навыки, мировоззренческие ценности, и каждый предмет имеет свои особенности и является специфической долей в общеобразовательной подготовке.

Также необходимо обращать особое внимание на моделирование системы критериев оценки результатов развития образования.

Этот компонент предусматривает оценку овладения учащимися учебной программы, освоение определенной совокупности знаний, формирование практических навыков и умений, определение уровня их личностного и профессионального развития, действенности, как всего дидактического процесса, так и отдельных его компонентов, сформированности мотивации учебно-познавательной и профессиональной деятельности и т.д Также на этом этапе происходит контроль и самоконтроль за ходом дидактического процесса.

Оценка педагогами результатов учебной деятельности учащихся должна быть объективной, систематической и последовательной. Трудность оценки заключается в том, что она является многоаспектной. Действительно, воспитательная функция имеет ценность, когда она, во-первых, правильная (с точки зрения педагога) и справедливая (по мнению воспитанника) и, во-вторых, соответствует общепринятым критериям оценок.

Русский философ Б.С. Гершунский отмечает, что образование должно заботиться прежде о становлении личности, лелея ее образованность, профессиональную компетентность, культуру и ментальность.

А. Зязюн конечным результатом образования считает внутреннее состояние человека на уровне потребности узнавать новое, приобретать знания, производить материальные и духовные ценности и помогать ближнему.

Таким образом, к результатам дидактического процесса следует отнести:

мировоззрение субъекта учения, его мировосприятие и миропонимание;

личностные качества ученика;

систему его общенаучных и профессиональных знаний, навыков, умений и привычек;

умение творчески мыслить;

умение учиться, потребность самостоятельно приобретать и постоянно творчески пополнять свои знания, совершенствовать практические и интеллектуальные навыки и умения;

духовную, социально-психологическую и профессиональную подготовленность.

Итак, с функционально-социологической точки зрения формирования личности ученика в учебно-воспитательном процессе является главным его результатом. Существенный вклад в этот результат должен сделать дидактический процесс. Показателем этого результата является самоактуализация ученика в учебно-познавательной деятельности и его готовность к профессиональной деятельности и к выполнению различных социальных ролей. Само содержание выполняемых общественных ролей учеником как личностью образует смысл и смысл жизни. А качество этой формы жизненной самореализации личности определяет степень ее социального бытия. Уместным можно назвать мнение польского ученого К. Обуховского, который утверждает, что люди, которых жизнь заставила заниматься деятельностью, в которой они не видят смысла, - это разочарованные в жизни люди.

Страницы: 1 2 3 

Информация по теме:

Характеристика основных умений в науке
Различают общеучебные умения, необходимые на занятиях почти по всем предметам (чтение, письмо, речь, счёт, организация учебной работы и т. д.) и специальные умения, связанные со спецификой познавательной деятельности при изучении конкретной дисциплины. В свою очередь, эти специальные умения можно р ...

Природа как общечеловеческая ценность
Форум в Рио-де-Жанейро – глобальный взгляд на планету В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде – грандиозное событие мирового масштаба, в рамках которого 179 государств-участников анализировали результаты «экологического двадцатилетия» (1792 – 1992 гг.) планеты. Отм ...

Общие вопросы интеллектуального воспитания дошкольников
На каждом возрастном этапе ребёнок овладевает познавательными действиями определённого типа. Умственное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику, которая, в конечном счёте, определяется более общей логикой развития личности ребёнка в целом, изменением места, занимаемого им в ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru