Основные компоненты учебного процесса

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения » Основные компоненты учебного процесса

Страница 3

Оценочно-результативный компонент является завершающим в учебном процессе. Ключевой вопрос - что именно должно быть объектом измерения и через какую систему измерителей определяться в каждой образовательной области. Ведь результатом усвоения являются знания, способы деятельности, творческие умения, навыки, мировоззренческие ценности, и каждый предмет имеет свои особенности и является специфической долей в общеобразовательной подготовке.

Также необходимо обращать особое внимание на моделирование системы критериев оценки результатов развития образования.

Этот компонент предусматривает оценку овладения учащимися учебной программы, освоение определенной совокупности знаний, формирование практических навыков и умений, определение уровня их личностного и профессионального развития, действенности, как всего дидактического процесса, так и отдельных его компонентов, сформированности мотивации учебно-познавательной и профессиональной деятельности и т.д Также на этом этапе происходит контроль и самоконтроль за ходом дидактического процесса.

Оценка педагогами результатов учебной деятельности учащихся должна быть объективной, систематической и последовательной. Трудность оценки заключается в том, что она является многоаспектной. Действительно, воспитательная функция имеет ценность, когда она, во-первых, правильная (с точки зрения педагога) и справедливая (по мнению воспитанника) и, во-вторых, соответствует общепринятым критериям оценок.

Русский философ Б.С. Гершунский отмечает, что образование должно заботиться прежде о становлении личности, лелея ее образованность, профессиональную компетентность, культуру и ментальность.

А. Зязюн конечным результатом образования считает внутреннее состояние человека на уровне потребности узнавать новое, приобретать знания, производить материальные и духовные ценности и помогать ближнему.

Таким образом, к результатам дидактического процесса следует отнести:

мировоззрение субъекта учения, его мировосприятие и миропонимание;

личностные качества ученика;

систему его общенаучных и профессиональных знаний, навыков, умений и привычек;

умение творчески мыслить;

умение учиться, потребность самостоятельно приобретать и постоянно творчески пополнять свои знания, совершенствовать практические и интеллектуальные навыки и умения;

духовную, социально-психологическую и профессиональную подготовленность.

Итак, с функционально-социологической точки зрения формирования личности ученика в учебно-воспитательном процессе является главным его результатом. Существенный вклад в этот результат должен сделать дидактический процесс. Показателем этого результата является самоактуализация ученика в учебно-познавательной деятельности и его готовность к профессиональной деятельности и к выполнению различных социальных ролей. Само содержание выполняемых общественных ролей учеником как личностью образует смысл и смысл жизни. А качество этой формы жизненной самореализации личности определяет степень ее социального бытия. Уместным можно назвать мнение польского ученого К. Обуховского, который утверждает, что люди, которых жизнь заставила заниматься деятельностью, в которой они не видят смысла, - это разочарованные в жизни люди.

Страницы: 1 2 3 

Информация по теме:

Специфика влияния речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольника
Выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка, писал: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент ...

Особенности воспитания
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье формируются все личностные ...

Применение моделирования для развития математических представлений старших дошкольников
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключает ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru