Общие вопросы интеллектуального воспитания дошкольников

Страница 1

На каждом возрастном этапе ребёнок овладевает познавательными действиями определённого типа. Умственное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику, которая, в конечном счёте, определяется более общей логикой развития личности ребёнка в целом, изменением места, занимаемого им в системе общественных отношений и сменой видов деятельности, внутри которых формируются познавательные действия.

В- результате анализа теоретических и экспериментальных данных Л.А.Венгер с соавторами (1978) определили систему показателей умственного развития дошкольников, включающую степень сформированности пяти типов познавательных действий: трёх типов перцептивных и двух мыслительных (интеллектуальных) действий. Это действия идентификации, отнесения к эталону, перцептивного моделирования, действия образного (устанавливаемые по овладению схематизированными представлениями) и логического мышления (устанавливаемые по овладению выделением и соотнесением существенных параметров объектов).

При этом дошкольное детство отмечается исследователями как период, оптимальный для умственного развития. В более поздние возрастные этапы оно происходит менее интенсивно, поэтому педагогические ошибки, допущенные в эту пору, трудно исправить в старшем возрасте.

Первые представления о мире и о себе ребёнок получает через движения — глаз, языка, рук, ног, через перемещение в пространстве. Двигательный акт с помощью средств выражения вынуждает и мысль действовать в тех же условиях, в которых совершается сам.

Исследователями доказано: чем быстрее происходит развитие двигательной сферы, чем разнообразнее движения, тем активнее совершается освоение окружающего мира, тем большая информация поступает в мозг, следовательно, создаются предпосылки для раннего овладения речью и развития умственной сферы.

Недаром, выделяя* основные периоды развития интеллекта, первый период Ж.Пиаже назвал сенсомоторным, подчёркивая взаимосвязь умственного и двигательного развития детей от 0 до 2 лет . На это же указывает американский врач Глен Доман, отмечая, что высокоразвитый интеллект берёт своё начало в человеческой подвижности и деятельности рук.

Таким образом, специально организованная двигательная деятельность, составляющая основу физического воспитания, должна являться источником не только двигательного, но и умственного развития детей. Это обусловлено следующими моментами:

1. Старший дошкольный возраст отмечается, как период активной подготовки детей к школьному обучению, в связи с этим учебно-воспитательный процесс в детском саду характеризуется увеличением объёма и интенсивности учебно-познавательной деятельности. В недельное расписание занятий вводятся дополнительные предметы, что ведёт к увеличению учебной нагрузки на детей и снижению их двигательной активности. Следствием чего стало уменьшение количества абсолютно здоровых детей. Ряд исследователей пытается исправить данную ситуацию путём активного использования средств физического воспитания для подготовки детей к школе. К сожалению, большая часть этих разработок, пока, не доступна практическим работникам ДОУ.

2. В раннем детстве и дошкольном возрасте, физическое и двигательное развитие являются основой для полноценного развития всех психических функций. В дальнейшем, по мере формирования умений выполнять умственные действия во внутреннем плане сознания, а также по мере овладения действиями с опорой на знаково-символические средства, роль внешних двигательных действий в развитии психики становится менее очевидной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Описание организационной формы передачи учителям методики работы с творческими работами
В 2002 – 2003 годах на базе гимназии №1 “Универс” по заказу института повышения квалификации проходил семинар для учителей по теме: “Руководство творческими работами по математике в 6 и 7 классах”, проводимый сотрудниками лаборатории развивающего обучения математике института психологии и педагогик ...

Общие методы исследования
Проведение исследования состоит в использовании выбранных методов как способов разрешения поставленных задач. Как отмечается в научной литературе, необходимо чётко различать методы науки и методы практической деятельности, основанной на положениях этой науки. Метод – в широком смысле – это способ п ...

Цели и функции обучения
Одним из определяющих компонентов процесса обучения является его цель. Цель обучения - это идеальное мыслительное предсказание конечного результата процесса обучения, это то, к чему стремятся педагог и ученики. Общую цель образования определяет общество. Она отражается в государственных документах, ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru