Общие вопросы интеллектуального воспитания дошкольников

Страница 1

На каждом возрастном этапе ребёнок овладевает познавательными действиями определённого типа. Умственное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику, которая, в конечном счёте, определяется более общей логикой развития личности ребёнка в целом, изменением места, занимаемого им в системе общественных отношений и сменой видов деятельности, внутри которых формируются познавательные действия.

В- результате анализа теоретических и экспериментальных данных Л.А.Венгер с соавторами (1978) определили систему показателей умственного развития дошкольников, включающую степень сформированности пяти типов познавательных действий: трёх типов перцептивных и двух мыслительных (интеллектуальных) действий. Это действия идентификации, отнесения к эталону, перцептивного моделирования, действия образного (устанавливаемые по овладению схематизированными представлениями) и логического мышления (устанавливаемые по овладению выделением и соотнесением существенных параметров объектов).

При этом дошкольное детство отмечается исследователями как период, оптимальный для умственного развития. В более поздние возрастные этапы оно происходит менее интенсивно, поэтому педагогические ошибки, допущенные в эту пору, трудно исправить в старшем возрасте.

Первые представления о мире и о себе ребёнок получает через движения — глаз, языка, рук, ног, через перемещение в пространстве. Двигательный акт с помощью средств выражения вынуждает и мысль действовать в тех же условиях, в которых совершается сам.

Исследователями доказано: чем быстрее происходит развитие двигательной сферы, чем разнообразнее движения, тем активнее совершается освоение окружающего мира, тем большая информация поступает в мозг, следовательно, создаются предпосылки для раннего овладения речью и развития умственной сферы.

Недаром, выделяя* основные периоды развития интеллекта, первый период Ж.Пиаже назвал сенсомоторным, подчёркивая взаимосвязь умственного и двигательного развития детей от 0 до 2 лет . На это же указывает американский врач Глен Доман, отмечая, что высокоразвитый интеллект берёт своё начало в человеческой подвижности и деятельности рук.

Таким образом, специально организованная двигательная деятельность, составляющая основу физического воспитания, должна являться источником не только двигательного, но и умственного развития детей. Это обусловлено следующими моментами:

1. Старший дошкольный возраст отмечается, как период активной подготовки детей к школьному обучению, в связи с этим учебно-воспитательный процесс в детском саду характеризуется увеличением объёма и интенсивности учебно-познавательной деятельности. В недельное расписание занятий вводятся дополнительные предметы, что ведёт к увеличению учебной нагрузки на детей и снижению их двигательной активности. Следствием чего стало уменьшение количества абсолютно здоровых детей. Ряд исследователей пытается исправить данную ситуацию путём активного использования средств физического воспитания для подготовки детей к школе. К сожалению, большая часть этих разработок, пока, не доступна практическим работникам ДОУ.

2. В раннем детстве и дошкольном возрасте, физическое и двигательное развитие являются основой для полноценного развития всех психических функций. В дальнейшем, по мере формирования умений выполнять умственные действия во внутреннем плане сознания, а также по мере овладения действиями с опорой на знаково-символические средства, роль внешних двигательных действий в развитии психики становится менее очевидной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Методики организации деловой игры при обучении экономике
Геронимус Ю.В. считает, что деловая игра проходит следующие этапы: 1. Перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. 2. Несложная вступительная ролевая игра. Ее цель – активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы ...

Изменения окружности грудной клетки и жизненной ёмкости лёгких
Данный показатель физического развития с возрастом увеличивается. Так, у школьников с 5 по 8 класс окружность грудной клетки возрастает в начале учебного года в среднем на 10 см, а в конце - на 12,7 см (табл.3). Таблица 2 Изменение веса тела школьников 5-8-х классов, кг Возраст, лет Классы Начало у ...

Понятие нравственного воспитания
Одной из важных проблем современной школы в осуществлении нравственного воспитания является ответ на вопрос: что такое «нравственность»? «Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», – оп ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru