Геронимус Ю.В. считает, что деловая игра проходит следующие этапы:
1. Перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа.
2. Несложная вступительная ролевая игра. Ее цель – активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии – с другой.
3. Участники произвольно делятся на несколько равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков.
4. Группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник-методист, задача которого сводится к умелой организации процесса.
Методист помогает руководителю поисковой группы организовать коллективную работу, выработать предложения.
Игротехник-методист должен добиться, чтобы по каждой из проблем были избраны новый лидер поисковой группы и новый оппонент, таким образом, достигается максимальная активность всех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности: в лидеры должны выдвигаться как руководители, так и рядовые специалисты.
4. По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект.
Быченко и Красильников определили следующие этапы в методике организации деловой игры:
1) выбор темы и определение целей игры;
2) разработка сценария деловой игры и списка «действующих» лиц;
3) описание «роли» каждого из участников;
4) подготовка необходимого реквизита: карт наблюдений, секундомера, карточек участников с названием роли, данных о производстве, фирме, партнере и т.д.;
5) распределение ролей между классом и их ознакомление со сценарием игры;
6) корректировка хода деловой игры в процессе ее проведения (ускорение темпа, введение дополнительных условий, контроль за деятельностью наблюдателей);
7) подведение итогов, когда анализируется ход игры, отмечаются все положительные и отрицательные моменты, определяется рейтинг каждого из участников.
Веденина В. выделяет следующие этапы проведения деловых игр:
1. Выбор темы и составления плана игры.
2. Ознакомление с правилами игры, рекомендациями и инструкциями для игроков.
3. Проведение игры.
4. Оценка полученных результатов
Ещё по одной методике, автором которой является Данилина В.Н. деловая игра проходит следующие этапы:
1. Ознакомление с целями и правилами участия в деловой игре.
2. Самостоятельная работа студентов.
3. Проведение игры.
4. Подведение итогов.
IV. По мнению А.М. Айламазьян и М.М. Лебедева деловая игра проходит всего 3 этапа:
1) Подготовка;
2) Проигрывание;
3) Разбор и анализ игры.
При рассмотрении всех перечисленных выше методик можно отметить, что каждая из них имеет свои отличия и различные способы достижения поставленных целей.
Информация по теме:
Понятие и сущность формирования научного
мировоззрения
Понятие "мировоззрение" можно определить следующим образом - это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Как правило, вы ...
Природа как общечеловеческая ценность
Форум в Рио-де-Жанейро – глобальный взгляд на планету В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде – грандиозное событие мирового масштаба, в рамках которого 179 государств-участников анализировали результаты «экологического двадцатилетия» (1792 – 1992 гг.) планеты. Отм ...
Метод минимума и максимума
Довольно часто встречаются задачи, в которых требуется определить наибольшее или наименьшее значение величины из всех возможных. Основы такого метода следуют из принципа Ферми, экстремума энергии. В некоторых задачах удается воспользоваться известными алгебраическими неравенствами (Нер-во Коши). За ...