формирование потребности в здоровом образе жизни;
развитие самооценки;
воспитание эстетических, волевых и нравственных качеств (порядочности, честности, чувства товарищества, уверенности, инициативности, ответственности и т.д.).
Специфические задачи предполагают:
а) обучение основным видам движений (ходьбе, бегу, прыжкам, ловле и метанию различных предметов, лазанию);
б) воспитание физических качеств (силы, выносливости, гибкости, скоростных качеств) и общих координационных способностей;
в) оздоровление (стимулирование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки и сводчатости стопы, повышение умственной и физической работоспособности).
Следующим структурным компонентом является содержание учебного процесса по физическому воспитанию, которое определено рядом программ для ДОУ. Анализ показал, что большая часть программ основывается на содержании типовой «Программы воспитания и обучения детей в детском саду», где представлен раздел «Физическое воспитание». Для эффективного решения обозначенных выше задач традиционное содержание учебного процесса по физическому воспитанию, отражённое в данной программе, было дополнено разделом необходимых знаний (учебной информации).
Было выделено три блока знаний, непосредственно связанных с осуществлением учебного процесса по физическому воспитанию: «Мой организм»; «Мир движений»; «Мир спортивных предметов». По каждому блоку обозначены основные темы (таблица 2). При выборе форм организации учебно-воспитательного процесса, наиболее эффективных в решении задач умственного и двигательного развития, учитывались их массовость, практичность, направленность и т.д. В детском образовательном учреждении существует несколько таких форм. К ним относятся: физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, самостоятельная двигательная деятельность, активный отдых, задания на дом. В" рамках нашего исследования целесообразно рассмотрение основной формы организованного систематического обучения -физкультурных занятий.
Таблица 2
Содержание знаний, направленных на умственное развитие ребёнка в процессе физического воспитания
Блок знаний |
Основные темы |
Мой организм" |
Скелет и мышцы. Рост и развитие. Осанка. Мозг — центр управления телом. Кровообращение. Дыхательный аппарат. Пять чувств. Охрана здоровья и личная гигиена. |
Мир движений |
Основные виды движений (название, способы их реализации, основные элементы техники). Общеразвивающие упражнения (основные исходные положения и назначение). Основные виды спорта (название, необходимый инвентарь, цель). Подвижные игры (название и правила). |
Мир спортивных предметов |
Спортивное оборудование. Свойства и назначение отдельных спортивных предметов (мяч, скакалка, бум, и т.д.). Спортивные предметы вокруг нас (камешки, снежки, пустые банки и т.д.) |
Информация по теме:
Эффективность применения домашних заданий на уроках
физической культуры
В сентябре 2001 г. нами были протестированы учащиеся 8 а класса по тестам, которые входят в комплексную программу физического воспитания учащихся 1-11 классов. По списку в этом классе 23 учащихся, из них 5 учащихся занимаются в специальной медицинской группе, один - на домашнем обучении. Всего тест ...
Система подготовки детей к обучению в школе по программе «Хочу
всё знать»
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №24 г. Вольска (воспитатели: В.Ф. Николаева и М.Н. Макарова) с 1 октября 2006 года в подготовительной к школе группе. В группе 19 человек (14 девочек и 5 мальчиков). Опишем систему подготовки детей к школьному обучению в детском саду на базе Д ...
Труд в природе детей старшего дошкольного возраста – как метод сенсорного
воспитания
Разнообразный труд в природе - это, пожалуй, самый интересный вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста. В процессе труда в природе у детей воспитывается любовь и бережное отношение к природе. У детей развивается интерес к трудовой деятельности в целом, а также сознательное и ответст ...