Общие вопросы интеллектуального воспитания дошкольников

Страница 5

В дошкольной практике принята трёхчастная (трёхэтапная) структура физкультурного занятия, основанная на учёте физической работоспособности организма. Выделяют вводную (или подготовительную), основную и заключительную части. При этом схема распределения учебного материала отличается от занятий не связанных с двигательной деятельностью. Это обусловлено необходимостью предварительной подготовки всех систем организма к выполнению физиологической нагрузки. Введение в физкультурное занятие задач умственного развития, требует, на наш взгляд, некоторой корректировки, учитывающей особенности не только физической; но и умственной работоспособности организма.

В связи с этим было увеличено количество структурных частей (этапов) занятия до четырёх, путём выделения в самостоятельную часть так называемого организационного момента (предварительной части). Предварительная часть проводится у стенда, на котором в схемах или рисунках намечено содержание всего физкультурного занятия. Такая структура занятия позволяет педагогу и воспитанникам быстрее «включиться» в ход занятия и легче ориентироваться при переходе от одного вида деятельности к другому. Задачи, содержание и длительность каждой части занятия представлены в таблице 3.

Как видно из таблицы, предварительная часть направлена на непосредственную организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, формирование интереса и создание соответствующего эмоционального настроя, раскрытие учебных задач занятия, предварительный разбор схем, планов, чертежей и т.п., определение ведущей подвижной игры.

В ходе подготовительной части решаются задачи, требующие высокого уровня внимания и сосредоточенности ребёнка. В основной части задачи умственного развития преимущественно направлены на обеспечение прочного и осознанного усвоения сложных двигательных действий; запланированных педагогом для обучения, повторения или совершенствования. В заключительной части, на фоне постепенного уменьшения двигательной активности, задачи умственного развития снова усложняются. Таким образом; достигается равномерное сочетание и взаимодействие задач умственного развития с задачами физического совершенствования в различных частях физкультурного занятия.

Таблица 3

Распределение задач интеллекутального развития в структуре физкультурного занятия

№ п/п

Части занятия

Задачи

Содержание

Длит-ть (мин)

1

2

3

4

5

1

Предварительная

(до начала

двигательной

деятельности)

Активизация мыслительной деятельности

Упражнения умственной направленности: разбор схем, чертежей, планов с целью их последующего использования на занятии; определение задач занятия; выяснение отличий задач предстоящего занятия от предыдущего; игры на внимание, восприятие, память и т.д.

4-5

2

Подготовительная

Сенсорное развитие; стимулирование мыслительной деятельности, развитие познавательных процессов; становление речи; воспитание познавательной активности; формирование системы элементарных знаний

Строевые упражнения, ходьба, бег в сочетании с упражнениями умственной направленности (передвижение по схемам, чертежам и т.д.), игры на внимание, память

5-6

3

Основная

Комплекс общеразвивающих упражнений, обучение, повторение, закрепление и совершенствование основных видов движений, подвижные игры в сочетании с упражнениями умственной направленности

15-20

4

Заключительная

Тренировка умения быстро осуществлять переход от физической работы к умственной

Дидактические игры, упражнения умственной направленности, игры малой подвижности, пальчиковые игры, подведение итогов занятия

3-4

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Информация по теме:

Культура и традиции нравственности «Домостроя»
Вся нравственность и вырастает из чувства стыда, — эти слова В. С. Соловьева вполне отражают содержательную сущность средневекового Домостроя. Стыду присуще формальное начало долга, и только исполненный долг ведет к благу; у него есть цель, созидающая цельность личности (целомудрие), а человеческая ...

Методика закрепления и проверки знаний учащихся о хронологии
Работа по изучению и использованию хронологии органически включается в общую систему обучения истории на всех этапах учебного процесса: при первоначальном изучении материала, его закреплении, повторении, обобщении и оперировании им. Это распространяется как на IV-V, так и на последующие классы. Для ...

Программа «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении»
В этом параграфе мы воспользуемся результатами опыта работы Н.П. Гришаевой, старшего научного сотрудника Института социологии РАН г. Москвы. Социологические исследования, проведенные ею в дошкольной среде на протяжении 1983 – 1997 годов, выявили следующие противоречия. Родители приводят ребёнка в д ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru