На протяжении последних десятилетий, роль религии в российском обществе подвергалась постоянному переосмыслению, в том числе, и возможность ее возвращения в систему государственного муниципального образования. Согласно российскому законодательству, Российская Федерация является светским государством, религиозные объединения отделены от государства, а значит, и от государственной системы образования.
Образовательная деятельность, направленная на сохранение национальной культурной и религиозной традиции является одной из задач нашего государства – осознание человеком своей этнической и культурной идентичности является важным фактором развития личности. Учитывая многонациональный состав нашей страны, перед системой российского образования встает проблема создание курсов, направленных на сохранение и развитие сотрудничества между народами, населяющими Российскую Федерацию, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной принадлежности. Вместе с тем, с 1990х годов, наблюдается возобновление сотрудничества государства и религиозных объединений в областях, связанных с воспитательной деятельностью. Каким образом должно реализовываться «религиозное образование» в школе?
В «Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» приведен ряд принципов, которые раскрывают данный вопрос:
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, запрет на дискриминацию в образовании по национальному, религиозному или языковому признакам, недопущение и пресечение практики национального, религиозного или языкового превосходства;
повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации педагогических кадров для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;
создание нового поколения учебников по предметам гуманитарного цикла, выстроенных на бикультурной и поликультурной основе (в том числе для различных цивилизационно-культурных зон России).
Таким образом, мы видим, что государство обязано, кроме обычных гуманитарных предметов, предоставлять возможность на региональном уровне вводить предметы, отвечающие этническому, культурному и религиозному составу региона. Государство должно всячески содействовать внедрению подобных программ, подготовки для них специалистов, учебных пособий, и контролировать реализацию этих процессов на местах.
Курс «ОРКиСЭ» вводится в 19 регионах, в том числе, в республиках Карачаево - Черкессия, Удмуртия, Чечня, Калмыкия. То есть, должны учитываться не только этнический состав данных регионов, а соответственно и культурная традиция, на которой основано мировоззрение данного социума, но и языковые особенности, так как для некоторых учеников русский язык может оказаться не родным.
И.А. Галицкая и И.В. Метлик, в своей статье «К вопросу об использовании понятия «духовно-нравственное воспитание» в педагогике, современной теории и практике воспитания», делают упор на права и свободы, предоставляемые гражданам нашей страны конституцией, и законами «Об образовании» и «О свободе совести и религиозных объединениях».
Сама образовательная сфера, согласно закону «Об образовании» Российской Федерации, является приоритетной, о чем говориться в первом пункте статьи 1 данного закона. Возможность присутствия религиозного компонента в учебной программе в законе не оговаривается. Однако указывается, что в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускаются. В статье второй указываются общие принципы образования в Российской Федерации:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
Информация по теме:
Организация занятий методом круговой тренировки
После ознакомления с упражнениями комплекса, я приступаю к тестированию – определению максимального теста . По команде все занимающееся начинают выполнять 1-е упражнение в быстром темпе. Продолжительность упражнения 30 секунд. Во время перерыва занимающиеся записывают выполненное количество повторе ...
Определение понятий «религиозное образование», «светская школа»
Так как само понятие «религиозного компонента» очень широко, возникает необходимость его точного определения. В общеобразовательных муниципальных школах существует множество предметов, где «религиозный компонент» присутствует как необходимый элемент. Сюда можно отнести историю, обществознание, исто ...
Задачи математического образования в подростковой школе
Исследователи развивающего обучения Б.Д. Эльконин и И.Д. Фрумин полагают, что “учебная деятельность в подростковом возрасте должна быть продолжена как учебно-эксперементальная”, в которой предметом являются условия существования и границы предметной области, описываемой через некое исходное отношен ...