Известно, что дети с раннего возраста находящиеся в учреждениях интернатного типа, по ряду существенных психолого-педагогических характеристик отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Для детей дошкольного возраста, воспитывающихся в учреждениях данного типа, характерным является то, что у них зачастую наблюдается сниженная познавательная активность, отставание в развитии речи, задержка психического развития, отсутствие навыков общения, возникают конфликты во взаимоотношениях со сверстниками.
По своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностях, которые отмечаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового и дальше.
Отсутствие для ребенка близкого и значимого взрослого является предпосылкой развития асоциальных форм поведения. Дефицит общения со взрослыми не способствует развитию у ребенка чувства привязанности. Отсутствие привязанности замедляет развитие познавательной активности, делает ребенка пассивным и эмоционально малоразвитым .
В исследованиях Н.Н.Авдеевой показано, что дети из детских домов значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать .
Недостаточное развитие контактов со взрослыми, несформированность форм сотрудничества приводят к отставанию в развитии речи, утрате самостоятельности, нарушениям в личностном развитии воспитанников учреждений. У детей, воспитывающихся вне семьи, наблюдается отсутствие интереса к оценке взрослого, переживания неуспеха в деятельности, потребности в положительной оценке, неумение дифференцировать успешные и неуспешные действия, одобряемые и неодобряемое и неодобряемое поведение.
Нахождение ребенка в учреждении нарушает представления о временных характеристиках становления личности: дети ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. У них проявляются туманные представления о собственной семье. Неясность в собственном прошлом и в причинах собственного «социального» осиротения препятствуют созданию самоидентичности. Дети с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее- поступление в школу, учение.
Интеллектуальное развитие, воспитывающихся вне семьи, отличается дисгармоничностью. Оно отличается неравномерностью и несбалансированностью видов мышления. Предметное мышление, наглядно- образное остаются главными. Вербальное мышление может при этом достигать возрастных норм, а невербальное значительно отстает, так как оно формируется в игре, неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности со взрослыми и другими детьми. Отклонения в психическом развитии у воспитанников учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют другой, специфический тип отклонений, по сравнению с тем, который у детей с задержкой психического развития.
Таким образом, дети дошкольного возраста, растущие без родителей, отличаются от своих сверстников из полноценной семьи: у них сниженная познавательная активность, отставание в развитии речи, задержка психического развития, отсутствие навыков общения, возникают конфликты во взаимоотношениях со сверстниками.
Дети-дошкольники, переживающие травматические, стрессовые и кризисные ситуации, проявляют чувство незащищенности, беззащитности. Обнаружить проявление данного чувства сложно, так как оно проявляется нетипично. Проявлением таких чувств могут быть соматические симптомы, различные болезни, повышение температуры и т.д.
Неудовлетворение потребности в общении со взрослыми и сверстниками приводят к нарушениям овладения игровой деятельностью. Воспитанники учреждений интернатного типа плохо умеют играть игрушками - быстро ломают, портят и теряют их, примитивно используют их в игре. Основным видом деятельности у них на улице наблюдается беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество ничего неделание [8].
Дети, пришедшие в школу-интернат или общеобразовательную школу из дошкольного детского дома, в большинстве случаев оказываются достаточно хорошо подготовленными к школе, у них сформировано умение классифицировать объекты и явления, они умеют читать или различать буквы, словарный запас достаточен для их возраста, но у таких детей не сформирована внутренняя позиция школьника, отсутствует произвольность поведения, навыки общения и взаимодействия, возникают сложности общения со взрослыми.
Информация по теме:
Особенности элективных курсов по математике
Как правило, элективный курс представляет собой глубоко рассмотренную отдельно взятую тему, которая рассматривается в течение одной четверти. Примером тем элективных курсов могут служить: «Системы счисления», «Задачи с параметрами», «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» и т.д. Элективный к ...
Психологические и поведенческие явления поддающиеся эффективной
саморегуляции
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью, а также личностью: поведением, эмоциями и действиями-реакциями на возникшую ситуацию. Саморегуляция каждого из перечисленных психических проце ...
Опыт осуществления нравственного воспитания на уроках литературы
Уроки литературы наиболее благоприятны для осуществления нравственного воспитания. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности. Как мы уже упоминали ранее, основной задачей нравственного воспитания в 6 классе является: «воспитание нравс ...