Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

Педагогика » Психолого-педагогические условия эффективности работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа » Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

Страница 3

По данным А.Л.Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений подростков из нормальных семей. Наиболее распространенным мнением подростков группы риска об основных показателях счастья является наличие еды, сладостей, игрушек, подарков, одежды. Обращение к игрушкам, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства, у 43% отмечаются малозаметные признаки счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% таких подростков обнаружено из нормальных семей.

Переживание одиночества подростками группы риска наблюдается у 70%. Выход из состояния одиночества не видят только один процент, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, в достижении компромисса в конфликтных ситуациях, снижение значимости психической травмы, изменении эмоционального состояния.

Дети старшего школьного возраста, относящиеся к группе риска, характеризуются особым процессом социализации. Они проживают, как правило, большую часть своей жизни в учреждениях интернатного типа. Для большинства выпускников учреждений социально-педагогической поддержки характерны специфические особенности их личности и жизни:

1. Неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность, недоверие к людям, отстраненность от них.

2. Нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства.

3. Низкий уровень социального интеллекта, мешающие понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им.

Отсутствие положительного влияния семьи на развитие, обучение и воспитание детей обусловливают особенности их психического развития, трудности в обучении и воспитании, социализации и личностной зрелости. По мнению Л.С. Выготского, ограниченная возможность осуществлять психолого-педагогическую и коррекционную работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, приводят к дезадаптации, и способствует выработке компенсаторных средств. Которые на протяжении всех возрастов могут запускать негативные механизмы, деформирующие личность ребенка.

Жизнь ребенка вне семьи приводит к появлению психического состояния - психической депривации (Й.Лангеймер, З.Матейчек) По их мнению, это состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда человеку не предоставляется возможность удовлетворять некоторые основные психические потребности в течение длительного времени. У детей, воспитывающихся вне семьи, происходят изменения в личности, т.е. возникает личностная депривация, которая способствует формированию негативных личностных качеств и образований.

Воспитание вне семьи является главной причиной неготовности к самостоятельной жизни и порождает проявление личностной депривации, так как постоянное окружение большим количеством детей и взрослых не дает возможности самоидентификации, осмысления себя и своих проблем, создает невозможность продумать свою будущую жизнь. Ребенок не знает, как он будет жить один, где найдет друзей, как будет проводить свободное время.

Особенность общения со взрослыми, его ограниченность (сотрудники учреждения) приводят к тому, что дети не могут налаживать контакты с другими взрослыми, находить общее между требованиями других значимых взрослых, своими желаниями и возможностями. Контакты со взрослыми поверхностны, малоэмоциональны, что приводит к отсутствию потребности находить близкие отношения со взрослыми, доверять им, видеть уважение к себе с их стороны.

В старшем школьном возрасте наиболее остро стоит проблема выбора профессии. Все дети мечтают о хорошей работе. Представление о хорошей работе у них особое, так как они представляют ее как ничегонеделание, но получение при этом больших денег. Поскольку на протяжении воспитания в государственных учреждениях дети практически не имели карманных денег, то, естественно, любая сумма, которую им называют как зарплату, для них является огромной. Старшеклассники не представляют стоимость реальной жизни. Условия жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении приводят к формированию иждивенческой позиции по отношению ко всем окружающим.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Речевое поведение, сущность понятия, особенности речевого поведения дошкольника
В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться по имени, ...

Материально-техническое оснащение
Учебно-материальная база – это совокупность материальных средств и условий, на основе которых формируется (проектируется) социально-педагогическая среда, отвечающая целям, задачам обучения, воспитания и развития учащихся. В состав учебно-материальной базы входят: учебное здание, учебные кабинеты и ...

Речевая деятельность в преподавании русского языка как иностранного языка
Поскольку конечной целью является обучение иноязычному общению, исходным объектом обучения становится речевая деятельность. Речевая деятельность - это процесс взаимодействия людей, использующих говорение и слушание как виды деятельности, в которых непосредственно реализуется способ формирования и ф ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru