Проблемное обучение и его роль в активизации мыслительной деятельности

Педагогика » Проблемная ситуация мыслительной деятельности учащихся » Проблемное обучение и его роль в активизации мыслительной деятельности

Страница 1

В проблемном обучении процесс учения в определенной мере сближается с исследовательским процессом: самостоятельности мышления учащихся достигает в работе над решением задач все более высокого уровня. Именно благодаря развитию самостоятельности действия путем выполнения разного рода самостоятельных учебно-познавательных работ, одновременно процесс учения начинает напоминать в некотором отношении деятельность взрослых.

Подлинной психологической основой концепции проблемного обучения стала теория мышления как продуктивного процесса, разработанная С.Л. Рубинштейном. Теория мышления С.Л. Рубинштейна была развита и конкретизирована его учениками и последователями (А.В. Брушлинским, А.М. Матюшкиным, К.А. Славской), в том числе применительно к вопросам проблемного обучения (И.А. Ильницкая, Л.В. Путляева, И.С. Якиманская).

Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно-поисковых методов обучения учитель использует такие приемы, как создание проблемной ситуации (ставит вопросы, предлагает задачи, экспериментальные задания), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации. Проблемное обучение является развивающим обучением.

Сложность исследовательского метода удерживает некоторых учителей от его применения. Нередко творческие задания получают только сильные учащиеся. Наш опыт показывает, что и слабоуспевающие учащиеся могут преодолеть свои недостатки в учении, если им оказать помощь в самостоятельном решении исследовательских задач. Исследовательский метод как отражение общей закономерности познания путем самостоятельной мыслительной деятельности, должен лежать в основе теории развивающего обучения.

Вопрос о единице проблемного обучения является основным в построении психолого-педагогических концепций. Так, разные подходы к анализу понимания процесса мышления, начинающегося в проблемной ситуации (С.Л. Рубинштейн, A.M. Матюшкин и др.) и представленного как процесс решения задач (Дж. Дьюи, А.В. Брушлинский и др.), вызвали к жизни разные единицы проблемного обучения: проблемную ситуацию и проблемную задачу. В последние годы возрастает интерес ученых к содержанию проблемного обучения, к идее его проблематизации, то есть вскрытию проблем, имплицитно или эксплицитно выраженных в данном содержании. По мере систематизации теории проблемного обучения идет процесс минимизации «клеточки» (термин В.Т. Кудрявцева) проблемного обучения, то есть переход от более крупных единиц к более мелким: проблемная ситуация (С.Л. Рубинштейн, 1958; А.М. Матюшкин, 1972), проблемная задача (А.В. Брушлинский, 1983; В.Т. Кудрявцев, 1991), проблема в содержании объекта, вскрываемая в нем механизмом проблематизации (Е.В. Ковалевская, 1999).

Соотнесение единиц проблемного обучения с категориями содержания и формы, то есть учебного содержания и учебного процесса, позволяет выстроить их в следующей последовательности. Если проблема является единицей учебного содержания, проблемная задача является единицей учебного процесса, то проблемная ситуация - это соотношение между проблемой и проблемной задачей, где проблема в объекте вскрывается с помощью проблемной задачи, вызывающей проблемную ситуацию как отношение между проблемой в объекте и проблемной задачей, решаемой субъектом. Если генетический анализ позволил вычленить единицы проблемного обучения, то системный анализ помог установить связи между этими единицами и на этой основе их определить.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Влияние элементарной поисковой деятельности на сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет пои ...

Эмоционально-ценностные отношения как научная категория и предмет педагогического исследования
Сегодня уже стало аксиомой, что современное начальное образование наряду с когнитивным развитием должно ориентироваться и на приобщение ребенка к общественно значимым ценностям, развитие его эмоционально-волевой сферы, формирование ценностного отношения к окружающему миру и действительности, на осн ...

Содержание методики констатирующего и формирующего экспериментов; организация исследования
В проведении исследования констатирующего и формирующего экспериментов была использована выборка детей младшего школьного возраста в количестве 18 человек (11 мальчиков и 7 девочек) в возрасте от 7 до 10 лет. Отметим, что использована методика естественного эксперимента путем индивидуальной беседы ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru