Проблемная ситуация мыслительной деятельности учащихся

Педагогика » Проблемная ситуация мыслительной деятельности учащихся

Познавательная деятельность учащихся в обучении в своей основе направлена на овладение уже сложившейся системой знаний, умений и навыков. Направление, содержание и объём этих знаний на отдельных этапах развития общества не остаются неизменными, а постоянно расширяются и совершенствуются в соответствии с потребностями общества и развитием науки, техники и культуры. При всём этом важнейшими функциями школы остаются вооружение учащихся системой научных знаний и формирование у них умений самостоятельно приобретать эти знания.

Усвоение учащимися научных знаний, умений и навыков может протекать по-разному. Знания могут приобретаться формально и осмысленно, некоторые сведения могут заучиваться и творчески перерабатываться, они могут изучаться в отрыве от жизни и практики и в тесной связи с ними. Обучение учащихся в школе не может ограничиваться сообщением им необходимых сведений, оно, кроме того, должно формировать и развивать у них способность к самостоятельному приобретению знаний и творческому применению их в познавательной и общественной практике.

Проблемой активизации познавательной деятельности занимались следующие методисты, психологи и историки: И.З. Озёрский, В.Б. Бондаревский, З.И. Щукина, Н.Г. Дайри, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский. Особого внимания заслуживают работы известного педагога Ю.К. Бабанского, который на основе своей многолетней преподавательской деятельности и экспериментальной работы теоретически обосновывает принцип оптимизации обучения и раскрывает методические основы его осуществления на практике. И.Я. Лернер, основываясь на достижениях педагогической науки и собственных теоретических и экспериментальных исследованиях, раскрывает процесс формирования мировоззрения учащихся при обучении истории, описывает рациональные методы развития их мышления.

Современный учебно-воспитательный процесс сложен, многогранен, требует вдумчивого изучения и постоянного развития. Но, несмотря на большие успехи в совершенствовании содержания обучения, активизировавшем учебно-воспитательный процесс в целом, качество обучения и воспитания школьников все еще оставляет желать много лучшего. Поэтому нельзя не говорить и о наличии серьезных недостатков в теории и практике обучения.

Рассмотрение основных путей познания человеком действительности - отражения и разрешения противоречий - дает основание для вывода о том, что самостоятельная познавательная деятельность человека, связанная с добыванием новых знаний, с раскрытием сущности новых для него понятий, возможна только путем решения проблем. Рассмотрение основных закономерностей психологии мышления приводит нас к тому же выводу: в основе активной мысли -тельной деятельности человека лежит проблемная ситуация. Отсюда следует, что теорией развивающего обучения может быть только такая теория, категориальный аппарат которой включает такое понятие диалектической логики, как «проблема». Следовательно, понятие «проблема должно превратиться в одну из важнейших категорий дидактики».

Поиском путей активизации учебного процесса и познавательной деятельности учащихся занимались сотни ученых-педагогов страны. Отдельные исследования представляют значительный интерес по оригинальности постановки вопросов, по выдвижению новых гипотез и их доказательств. Наиболее значительное влияние на развитие отечественной дидактики 60 - 70-х годов оказали работы М.А. Данилова и Б.П. Есипова, Л.В. Занкова, М.Н. Скаткина, И.Т. Огородникова по исследованию гносеологических, логических и дидактических основ учебного процесса.

В возникновение новых направлений в дидактике и педагогической психологии (формирование познавательной самостоятельности учащихся, их познавательных интересов, потребностей в умственных действий, проблемное, дифференцированное и программированное обучение, алгоритмизация в обучении) - внесли большой вклад работы П.Р. Атутова, Ю.К. Бабанского, С.Я. Батышева, Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова, Н.Г. Дайри, В.С. Ильина, X.И. Лийметса, Ф.Ф. Королева, Н.И. Кудряшева, И.Я. Лернера, Э.И. Моносзона, Л.З. Шакировой, С.Г. Шаповаленко, Ю.В. Шарова, В.А. Сластенина, Г.И. Щукиной, Кириллова В.К. и других ведущих дидактов и методистов, а также психологов Д.Н. Богоявленского, Л.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.Б. Ительсона, Л.Н. Ланды, Н.А. Леонтьева, Е.А. Климова, В.А. Крутецкого, В.Т. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина и других.

Активизация учебно-познавательной деятельности - едва ли не центральная проблема современной дидактики, а активные методы обучения - основная забота предметно-методических систем.

Активизацию познавательной деятельности связывают в первую очередь с экстенсивным воздействием на её структурные составляющие, например, разрабатывают приёмы более прочного запоминания или привлечения внимания.

Данные соображения предопределяют актуальность темы курсовой работы, которая посвящена активизации мыслительной деятельности учащихся.

Таким образом, объектом исследования является активизация мыслительной деятельности учащихся, а предметом – проблемная ситуация как способ активизации мыслительной деятельности учащихся старшего школьного возраста.

Целью нашей работы является описание путей и средств активизации мыслительной деятельности учащихся старшего школьного возраста при использовании проблемных ситуаций.

Для достижения данной цели нами поставлены следующие задачи:

Раскрыть понятие активизации мыслительной деятельности учащихся и способы активизации.

Описать проблемную ситуацию как метод обучения.

Провести практическое исследование активизации мыслительной деятельности учащихся старшего школьного возраста.

С целью экспериментальной проверки степени активизации мыслительной деятельности была исследована выборка из 25 учащихся 10 «а» класса (15 мальчиков и 10 девочек).

В качестве методов исследования применялись анкетирование и тестирование мыслительных способностей.

Информация по теме:

Виды игр и их роль в обучении детей
В практике обучения и воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определенное программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения, в том числе и учет ...

Научно-теоретические основы констатирующего и формирующего экспериментов
Эксперимент означает пробу, опыт. Это один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Например, от наблюдения эксперимент отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или неско ...

Создание предметно-развивающей игровой среды и организация развивающих игр
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития, осуществления личностного подхода к детям при обучении. Решение этих задач невозможно без создан ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru