Анализ методических рекомендаций по коррекции пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией

Педагогика » Особенности логопедической работы по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией » Анализ методических рекомендаций по коррекции пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией

Страница 1

Несформированность пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности. Поэтому поиски специальных методических путей и средств формирования пространственных представлений имеют особое значение для воспитания и обучения этих детей. Вместе с тем, мы видим, что в специальной литературе не в полной мере отражено содержание логопедической работы по развитию пространственных представлений у детей. Однако, мы можем найти рекомендации по проведению коррекционной работы в данном направлении.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста, по мнению Е.Ф. Архиповой строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Такая работа отличается тем, что в ней предусматривается развитие всех сторон: эмоциональной, сенсорной, познавательной, голосовой активности, манипулятивной функции рук, то есть создает необходимую сенсомоторную базу для развития речевой, психической и двигательной деятельности ребенка. Коррекционно-педагогическая работа, по мнению автора, должна включать в себя:

комплекс упражнений по развитию слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха;

комплекс упражнений по формированию представлений о цвете, форме и величине;

комплекс упражнений по формированию пространственных представлений;

комплекс упражнений по стимуляции речевой активности;

комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук.

Комплекс упражнений по формированию пространственных представлений состоит из упражнений по формированию представлений о схеме тела и лица, упражнений на расширение пространственных представлений, упражнений на развитие конструктивного праксиса.

Программа логопедической работы Л.В. Лопатиной, Г.Г. Голубевой, Л.Б. Баряевой рассчитана на 3 ступени развития:

ступень: младший дошкольный возраст (3 (3,5) - 4 (4,5) лет);

ступень: средний дошкольный возраст (4,5 - 5,5 лет);

ступень: старший дошкольный возраст (5,5 - 6,5 (7) лет).

Рассмотрим более подробно 1 ступень. Основное внимание здесь уделяется созданию условий для стимулирования речевой активности детей на специальных логопедических занятиях. Коррекционная работа проводится в 2 этапа: подготовительный и основной.

Содержание коррекционного обучения подготовительного этапа:

формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;

формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;

формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур, развитие импрессивной речи;

вызывание речевого подражания, потребности подражать слову взрослого.

Содержание коррекционного обучения основного этапа:

воспитание общих речевых навыков;

развитие импрессивной речи;

формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи;

формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи;

формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтаксических связей в составе предложения;

формирование связной речи; коррекция нарушений фонетической стороны речи.

Развитие пространственных представлений проходит на подготовительном этапе и включает в себя:

знакомство с различными свойствами предметов на основе операций с ними (форма, величина, цвет);

освоение объемных и плоскостных фигур и форм предметов (круг, квадрат, треугольник, круглый, квадратный, треугольный);

освоение величины предметов, выделение разных его измерений (большой, маленький, средний, самый большой, самый маленький, длинный короткий, высокий, низкий, широкий, узкий, толстый, тонкий);

различение предметов по величине и измерениям.

Здесь же предлагается примерный перечень рекомендуемых игр.

В основе методики коррекционно-воспитательного воздействия, предложенной Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, лежит принцип системного взаимодействия между различными компонентами языка, необходимого для понимания закономерных связей между различными проявлениями речевой недостаточности и предвидения системного дефекта педагогического воздействия. Обучение включает в себя:

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Сущность метода моделирования
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым, заключаетс ...

Требования к охране труда
К показу на уроках приемов безопасности труда мастер производственного обучения всегда тщательно готовится, отрабатывает все приемы, заостряя внимание учащихся на безопасные условия работы. Мастеру как ответственному лицу за состояние труда на своем участке следует: знать и осуществлять все относящ ...

Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка
Пространственно-временные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойств предметов и явлений и цел ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru