Особенности логопедической работы по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией

Педагогика » Особенности логопедической работы по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей. Важность изучения пространственного мышления определяется недостаточной изученностью закономерностей пространственного мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи (в частности, у детей с дизартрией). Хотя данная проблема очень актуальна, так как дети данной категории испытывают многочисленные трудности при создании пространственных образов в оперировании ими.

Исследование психологической природы пространственного мышления имеет большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло существенной роли. Данное умение является необходимым условием жизни человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.

Дети со стертой дизартрией не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят, так как им трудно жевать. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Дети с дизартрией испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. У многих детей отмечается: быстрое утомление, повышение саливации, наличие гиперкинезов мышцы лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях выявляется отклонение языка. При дизартрии у детей нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Структуру дефекта при дизартрии составляет нарушение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений и др. Структура дефекта в специальной литературе достаточно изучена.

Изучением пространственного мышления занимались многие ученые, И.И. Равен, В. Косс, Э.Р. Кэттел, И. Скал, Ф.Е. Рыбаков, Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, И.С. Якиманская, Л.А. Венгер, Е.Н. Кабанова-Меллер, В.И. Киреенко, Н.П. Линькова, Б.Ф. Ломов.

Данная проблема является малоизученной в психолого-педагогической литературе и поэтому до сих пор является актуальной. При дизартрии у детей четвертого года жизни нарушается пространственное мышление, что выражается в нарушении схемы тела, затруднена ориентировка в реальном пространстве, нарушена ориентировка на плоскости. Поэтому на наш взгляд необходима специально организованная коррекционная работа.

Цель: изучение особенностей организации логопедической работы по коррекции пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.

Объект: пространственные представления у детей четвертого года жизни с дизартрией.

Предмет: специально организованные логопедические занятия по коррекции пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.

Гипотеза: Мы предполагаем, что дети четвертого года жизни с дизартрией имеют специфические особенности пространственных представлений, проявляющиеся в нарушении схемы тела, затруднении ориентировки в реальном пространстве, нарушении ориентировки на плоскости. Специально организованные логопедические занятия с использованием методических рекомендаций разработанных нами будут способствовать положительной динамике развития пространственных представлений у детей.

Задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией;

Подобрать и проанализировать методики по исследованию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.

Определить условия развития пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.

Сформулировать выводы диагностики по результатам исследования пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.

Разработать проект психо-коррекционной программы по развитию пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией.

Выявить эффективность логопедической работы по коррекции пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.

Провести математическую статистику полученных данных.

Методы исследования:

Теоретический (анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме).

Эмпирический (проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапа эксперимента, в целях проверки гипотезы).

Интерпретационный (количественный и качественный анализ данных).

Математико-статистические.

Методологическая основа исследования:

Теории мышления Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже и др.;

Исследования Е.Н. Винарской, О.В. Правдиной, Л.В. Лопатиной.

Практическая значимость данной работы состоит в систематизации теоретического и практического материала по проблеме. Данные исследования будут иметь практический интерес для логопедов, психологов, дефектологов, а так же родителей детей с дизартрией.

Информация по теме:

Активизация учебной деятельности и проблемная ситуация. Понятие активизации учебной деятельности
Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами след ...

Виды игр и их роль в обучении детей
В практике обучения и воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определенное программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения, в том числе и учет ...

Особенности внедрения курса «ОРКиСЭ» в средних школах г. Красноярска
Рассмотрев учебные пособия курса «ОРКиСЭ», выявив существующие в них методологические погрешности, мы обратимся к опыту преподавания данного предмета, полученному в ходе педагогической практики, на базе пятых классов школ города Красноярска. Во время прохождения практики были проведены анкетировани ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru