Особенности логопедической работы по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией

Педагогика » Особенности логопедической работы по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей. Важность изучения пространственного мышления определяется недостаточной изученностью закономерностей пространственного мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи (в частности, у детей с дизартрией). Хотя данная проблема очень актуальна, так как дети данной категории испытывают многочисленные трудности при создании пространственных образов в оперировании ими.

Исследование психологической природы пространственного мышления имеет большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло существенной роли. Данное умение является необходимым условием жизни человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.

Дети со стертой дизартрией не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят, так как им трудно жевать. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Дети с дизартрией испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. У многих детей отмечается: быстрое утомление, повышение саливации, наличие гиперкинезов мышцы лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях выявляется отклонение языка. При дизартрии у детей нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Структуру дефекта при дизартрии составляет нарушение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений и др. Структура дефекта в специальной литературе достаточно изучена.

Изучением пространственного мышления занимались многие ученые, И.И. Равен, В. Косс, Э.Р. Кэттел, И. Скал, Ф.Е. Рыбаков, Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, И.С. Якиманская, Л.А. Венгер, Е.Н. Кабанова-Меллер, В.И. Киреенко, Н.П. Линькова, Б.Ф. Ломов.

Данная проблема является малоизученной в психолого-педагогической литературе и поэтому до сих пор является актуальной. При дизартрии у детей четвертого года жизни нарушается пространственное мышление, что выражается в нарушении схемы тела, затруднена ориентировка в реальном пространстве, нарушена ориентировка на плоскости. Поэтому на наш взгляд необходима специально организованная коррекционная работа.

Цель: изучение особенностей организации логопедической работы по коррекции пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.

Объект: пространственные представления у детей четвертого года жизни с дизартрией.

Предмет: специально организованные логопедические занятия по коррекции пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.

Гипотеза: Мы предполагаем, что дети четвертого года жизни с дизартрией имеют специфические особенности пространственных представлений, проявляющиеся в нарушении схемы тела, затруднении ориентировки в реальном пространстве, нарушении ориентировки на плоскости. Специально организованные логопедические занятия с использованием методических рекомендаций разработанных нами будут способствовать положительной динамике развития пространственных представлений у детей.

Задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией;

Подобрать и проанализировать методики по исследованию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.

Определить условия развития пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.

Сформулировать выводы диагностики по результатам исследования пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.

Разработать проект психо-коррекционной программы по развитию пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией.

Выявить эффективность логопедической работы по коррекции пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.

Провести математическую статистику полученных данных.

Методы исследования:

Теоретический (анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме).

Эмпирический (проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапа эксперимента, в целях проверки гипотезы).

Интерпретационный (количественный и качественный анализ данных).

Математико-статистические.

Методологическая основа исследования:

Теории мышления Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже и др.;

Исследования Е.Н. Винарской, О.В. Правдиной, Л.В. Лопатиной.

Практическая значимость данной работы состоит в систематизации теоретического и практического материала по проблеме. Данные исследования будут иметь практический интерес для логопедов, психологов, дефектологов, а так же родителей детей с дизартрией.

Информация по теме:

Родительская позиция
Понятие «родительская позиция» представляет собой интегративную характеристику, определяющую тип эмоционального принятия ребенка, мотивы и ценности воспитания, особенности образа ребенка у родителя, представления последнего о себе как родителе (образ «Я как Родитель»), модели ролевого родительского ...

Самостоятельная работа и её виды
На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их умственных ...

Нравственное сознание педагога
Нравственным сознанием называется осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование мора ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru