Анализ методик диагностики пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией

Педагогика » Особенности логопедической работы по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией » Анализ методик диагностики пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией

Страница 1

В настоящее время в литературе вопрос о пространственных представлениях детей четвертого года жизни с дизартрией мало освещен, вследствие чего методик диагностики не разработано. Однако можно сказать, что некоторые авторы в своих работах все же поднимали этот вопрос и включили в свои диагностические методики элементы обследование пространственных представлений. Рассмотрим не которые из них более подробно.

Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Г.А. Волковой [8] представляет собой схемы обследования детей с дислалией, дизартрией, алалией, заиканием. Обследование детей с дизартрией включает в себя сбор анкетных данных, общего анамнеза, данных о развитии речи, логопедическое обследование. Логопедическое обследование проходит по следующим критериям:

исследование слухового внимания,

исследование зрительного восприятия,

исследование пространственного праксиса,

исследование произвольной мимической моторики,

исследование общего звучания речи, произношения звуков (фонематический слух),

исследование состояния фонематического анализа, синтеза,

исследование фонематических представлений,

исследование воспроизведения слоговой структуры слова и звуконаполняемости слова,

исследование слоговой структуры слова,

исследование словаря,

исследование грамматического строя речи.

Исследование пространственного праксиса включает в себя следующие виды заданий:

пробы Хэда;

показ предметов, находящихся вверху, внизу, впереди, позади, слева, справа;

складывание картинки из 2-4 частей, разрезанных по горизонтали, по вертикали;

складывание фигурок из палочек по образцу, затем по памяти.

Критерии оценки и баллы в данном пособии не представлены. Цели и описания заданий не прописаны.

Рассматривая диагностическую методику А.В. Семенович [47] мы можем увидеть схему нейропсихологического обследования детей, которая включает в себя сбор анамнестических данных, исследование латеральных предпочтений, методы нейропсихологического обследования, нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития. Непосредственно само обследование состоит из:

обследования двигательных функций,

обследования тактильных и соматогностических функций,

обследования зрительного гнозиса,

обследования пространственных представлений,

обследования слухового гнозиса,

обследования памяти,

обследования речевых функций,

обследования интеллектуальных функций,

обследование письма, чтения и счета.

Остановимся на обследовании пространственных представлений. В данном разделе предлагается обследовать пространственные представления по следующим направлениям направлениям:

пространственный гнозис;

самостоятельный рисунок;

копирование.

Стоит отметить, что задания в данной методике представлены для детей от 7 лет.

Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова представили свой вариант речевой карты обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет), который включает в себя сбор анкетных данных, анамнеза, раннего психомоторного развития, раннего речевого развития. Само обследование проводилось по следующим параметрам:

исследование неречевых психических функций,

исследование фонетической стороны речи,

исследование фонематической стороны речи,

исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи,

лексики и грамматического строя экспрессивной речи,

исследование состояния связной речи.

Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса представлено в разделе "исследование неречевых психических функций" и состоит из следующих видов заданий:

ориентировка в пространстве (вверху-внизу, впереди-сзади);

складывание разрезных картинок (из2-3 частей);

складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).

В данной методике представлены задания для обследования, но не указана хотя бы примерная схема качественной и количественной обработки результатов.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи. Так, в исследовании В.А. Ковшикова и Ю.Г. Демьянова из 40 детей с ЗПР 7-9 лет у 38 (95%) выявлены разнообразные нарушения речи. Исследованием Е. В. Мальцевой в младших классах школы для детей с ...

Перечень учебно-производственных работ
Будущая работа учащихся на производстве по специальности всегда связана огромным разнообразием работ (изделий), которое не может быть учтено заранее. В программе определяется только общее содержание и объем учебного материала по теме, следовательно, мастер должен запланировать, на каких работах буд ...

Психологические основы обучения аудированию
В данной главе необходимо рассмотреть основные точки зрения, концепции и подходы к проблеме аудирования как вида коммуникативной деятельности, охарактеризовать основные механизмы процесса аудирования, рассмотреть сущность механизма аудирования с точки зрения психологии и методики. Термин «аудирован ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru