Система логопедических занятий по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией

Педагогика » Особенности логопедической работы по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией » Система логопедических занятий по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией

Страница 1

Цель формирующего эксперимента - повышение уровня сформированности пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.

После проведения обследования пространственных представлений у детей четвертого года жизни нами был намечен план коррекционной работы, который включал в себя два этапа: подготовительный, основной и заключительный (закрепляющий).

Цель подготовительного этапа: формирование навыков ориентировки в собственном теле.

Цель основного этапа: развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.

Цель заключительного этапа: обобщение и закрепление навыков ориентировки в собственном теле, на плоскости и в пространстве.

Занятия проводились с детьми, вошедшими в экспериментальную группу в течение четырех месяцев. Занятия проводились один раз в неделю, в первой половине дня в подгрупповой форме. Длительность занятия 15-20 минут. Всего было проведено 15 занятий. Календарно-тематическое планирование приведено в приложении Б.

Для достижения цели каждое занятие было подчинено следующим требованиям:

всесторонне развивать личность ребенка;

добиваться, чтобы обучение носило воспитывающий характер;

учитывать возрастные особенности детей и в соответствии с этим подбирать доступный материал;

осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;

использовать наглядность;

строить свои занятия в соответствии с программой образовательного учреждения.

На подготовительном этапе мы провели 2 занятия, направленных на уточнение схемы собственного тела, частей тела, так как на наш взгляд ориентировка в собственном теле является основой навыков ориентировки в пространстве.

Основной этап состоял из 11 занятий, направленных на формирование и развитие навыков ориентировки на плоскости листа, в пространстве от себя, от сидящего напротив.

Основным содержанием занятий стали игровые и дидактические упражнения, главной задачей которых является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.), умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении "от себя”.

Умение ориентироваться "на себе” - предпосылка, необходимая для перехода к следующей программной задаче - учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы педагог фиксирует их внимание на характерных деталях. Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов − сзади, внизу − колеса, передние и задние. Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребенку овладеть в дальнейшем ориентировкой не только "от себя”, но и от любых других объектов, от другого человека.

Также можно сказать, что эти знания и умения необходимы для распознавания пространственных отношений между предметами, о которых мы судим на основе их соотнесенности к сторонам - передним (лицевым), боковым, верхним и т.д. Следует добавить, что ориентировка в пределах даже весьма ограниченного пространства (групповая комната или часть помещения, площадь стола, лист бумаги и др.) предполагает знание основных направлений. Это новая программная задача. С полным основанием ее можно назвать центральной в содержании всей работы.

Мы учили детей различать основные группы направлений (вперед - назад, вверх - вниз, направо-налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа "Куда показывает флажок?". Дети должны ответить, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Использование аутентичных видеоматериалов для формирования лингвострановедческой компетенции учащихся
Обучение культуре иноязычного общения занимает центральное место в современной педагогике. По определению М.Н. Вятютнева, иноязычная культура – все то материальное и духовное, что создано и продолжает создаваться обществом. Особая роль в обучении учеников в культуроведческом контексте принадлежит у ...

Спорт
Отдельное внимание в Оксфорде уделяется спорту. Здесь, как ни в каком другом месте, исповедуется принцип «в здоровом теле – здоровый дух». Наверное, нет такого вида спорта, которым нельзя бы было заниматься в университете Оксфорда – как на любительском, так и на полупрофессиональном уровне. В каждо ...

Игра как вид деятельности в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возр ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru