Система логопедических занятий по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией

Педагогика » Особенности логопедической работы по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией » Система логопедических занятий по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией

Страница 1

Цель формирующего эксперимента - повышение уровня сформированности пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.

После проведения обследования пространственных представлений у детей четвертого года жизни нами был намечен план коррекционной работы, который включал в себя два этапа: подготовительный, основной и заключительный (закрепляющий).

Цель подготовительного этапа: формирование навыков ориентировки в собственном теле.

Цель основного этапа: развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.

Цель заключительного этапа: обобщение и закрепление навыков ориентировки в собственном теле, на плоскости и в пространстве.

Занятия проводились с детьми, вошедшими в экспериментальную группу в течение четырех месяцев. Занятия проводились один раз в неделю, в первой половине дня в подгрупповой форме. Длительность занятия 15-20 минут. Всего было проведено 15 занятий. Календарно-тематическое планирование приведено в приложении Б.

Для достижения цели каждое занятие было подчинено следующим требованиям:

всесторонне развивать личность ребенка;

добиваться, чтобы обучение носило воспитывающий характер;

учитывать возрастные особенности детей и в соответствии с этим подбирать доступный материал;

осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;

использовать наглядность;

строить свои занятия в соответствии с программой образовательного учреждения.

На подготовительном этапе мы провели 2 занятия, направленных на уточнение схемы собственного тела, частей тела, так как на наш взгляд ориентировка в собственном теле является основой навыков ориентировки в пространстве.

Основной этап состоял из 11 занятий, направленных на формирование и развитие навыков ориентировки на плоскости листа, в пространстве от себя, от сидящего напротив.

Основным содержанием занятий стали игровые и дидактические упражнения, главной задачей которых является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.), умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении "от себя”.

Умение ориентироваться "на себе” - предпосылка, необходимая для перехода к следующей программной задаче - учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы педагог фиксирует их внимание на характерных деталях. Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов − сзади, внизу − колеса, передние и задние. Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребенку овладеть в дальнейшем ориентировкой не только "от себя”, но и от любых других объектов, от другого человека.

Также можно сказать, что эти знания и умения необходимы для распознавания пространственных отношений между предметами, о которых мы судим на основе их соотнесенности к сторонам - передним (лицевым), боковым, верхним и т.д. Следует добавить, что ориентировка в пределах даже весьма ограниченного пространства (групповая комната или часть помещения, площадь стола, лист бумаги и др.) предполагает знание основных направлений. Это новая программная задача. С полным основанием ее можно назвать центральной в содержании всей работы.

Мы учили детей различать основные группы направлений (вперед - назад, вверх - вниз, направо-налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа "Куда показывает флажок?". Дети должны ответить, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Способы и правила создания проблемных ситуаций
На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых зна ...

Влияние занятий спортом на физическое развитие учащихся
Занятия физическими упражнениями в молодом возрасте предъявляют большие требования к физическому развитию. Поэтому при организации таких занятий необходимо особенно тщательно проводить наблюдения за влиянием различных тренировочных средств и методов на изменение физического развития занимающихся. И ...

Анализ психолого-педагогических основ использования ТСО в обучении культуре иноязычного общения в средней школе
В обучении культуре иноязычно общения особое место занимают ТСО (технические средства обучения). В методике обучения иностранным языкам активно исследовались учебные возможности ТСО. Большое внимание им уделено в работах К.Б. Карпова, А.С. Лурье, М. В. Ляховнцкого и других советских и зарубежных ме ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru