Система логопедических занятий по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией

Педагогика » Особенности логопедической работы по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией » Система логопедических занятий по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией

Страница 1

Цель формирующего эксперимента - повышение уровня сформированности пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией.

После проведения обследования пространственных представлений у детей четвертого года жизни нами был намечен план коррекционной работы, который включал в себя два этапа: подготовительный, основной и заключительный (закрепляющий).

Цель подготовительного этапа: формирование навыков ориентировки в собственном теле.

Цель основного этапа: развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.

Цель заключительного этапа: обобщение и закрепление навыков ориентировки в собственном теле, на плоскости и в пространстве.

Занятия проводились с детьми, вошедшими в экспериментальную группу в течение четырех месяцев. Занятия проводились один раз в неделю, в первой половине дня в подгрупповой форме. Длительность занятия 15-20 минут. Всего было проведено 15 занятий. Календарно-тематическое планирование приведено в приложении Б.

Для достижения цели каждое занятие было подчинено следующим требованиям:

всесторонне развивать личность ребенка;

добиваться, чтобы обучение носило воспитывающий характер;

учитывать возрастные особенности детей и в соответствии с этим подбирать доступный материал;

осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;

использовать наглядность;

строить свои занятия в соответствии с программой образовательного учреждения.

На подготовительном этапе мы провели 2 занятия, направленных на уточнение схемы собственного тела, частей тела, так как на наш взгляд ориентировка в собственном теле является основой навыков ориентировки в пространстве.

Основной этап состоял из 11 занятий, направленных на формирование и развитие навыков ориентировки на плоскости листа, в пространстве от себя, от сидящего напротив.

Основным содержанием занятий стали игровые и дидактические упражнения, главной задачей которых является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.), умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении "от себя”.

Умение ориентироваться "на себе” - предпосылка, необходимая для перехода к следующей программной задаче - учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы педагог фиксирует их внимание на характерных деталях. Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов − сзади, внизу − колеса, передние и задние. Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребенку овладеть в дальнейшем ориентировкой не только "от себя”, но и от любых других объектов, от другого человека.

Также можно сказать, что эти знания и умения необходимы для распознавания пространственных отношений между предметами, о которых мы судим на основе их соотнесенности к сторонам - передним (лицевым), боковым, верхним и т.д. Следует добавить, что ориентировка в пределах даже весьма ограниченного пространства (групповая комната или часть помещения, площадь стола, лист бумаги и др.) предполагает знание основных направлений. Это новая программная задача. С полным основанием ее можно назвать центральной в содержании всей работы.

Мы учили детей различать основные группы направлений (вперед - назад, вверх - вниз, направо-налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа "Куда показывает флажок?". Дети должны ответить, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Приемы, способы и средства активизации познавательной деятельности на учебных занятиях
Одним из важнейших средств развития познавательной активности и творчества студентов являются задачи и творческие задания. В педагогическом процессе задача является одним из средств овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой зада ...

Природа как общечеловеческая ценность
Форум в Рио-де-Жанейро – глобальный взгляд на планету В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде – грандиозное событие мирового масштаба, в рамках которого 179 государств-участников анализировали результаты «экологического двадцатилетия» (1792 – 1992 гг.) планеты. Отм ...

Тематическая беседа как форма устной коммуникации
Коммуникативные упражнения составляют необходимый компонент всей системы обучения РКИ: учащийся должен уйти с занятия не с осознанием того, что он выучил, например, формы предложного падежа, а с осознанием того, что научился сообщать или спрашивать о местонахождении предмета, человека, учреждения. ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru