Для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала.
Исходя из пункта 1.3, по характеру учебной самостоятельной деятельности целесообразно выделить четыре уровня самостоятельности.
Первый уровень – простейшая воспроизводящая самостоятельность. Ученикам представляется практическая работа, требующая простого воспроизведения имеющихся знаний, используя образец.
Задания первого уровня используются при начальном знакомстве с темой. Для организации работы учитель выдает подробную инструкцию, где прописан каждый шаг ученика. Задача ученика повторить все действия на компьютере.
Ученики умеют / знают:
знают принципы и структуру файловой системы компьютера;
умеют работать с изображениями (копирование, вырезание, вставка).
В ходе выполнения задания ученики приобретают следующие знания:
создание, сохранение, открытие, редактирование презентации;
вставка в слайд изображения;
работа с макетом;
работа с форматом фона;
работа с изображением (перекрашивание, задний план, отражение, контур фигуры и т.д.);
настройка анимации на смену слайдов;
автоматическая смена слайдов;
настройка анимации на объекты;
настройка звука.
В приложении 2 представлена организация самостоятельной работы учащихся на примере презентации «Военный праздник». В электронном виде (приложение 2,3,4) представлены работы учеников.
Второй уровень самостоятельности – вариативная самостоятельность. Задания такого уровня используют при тренировке. Учитель предлагает несколько алгоритмов выполнения задания. Ученик самостоятельно выбирает более подходящий алгоритм и работает с ним.
Ученики умеют / знают:
знают принципы и структуру файловой системы компьютера;
умеют работать с изображениями (копирование, вырезание, вставка).
создание, сохранение, открытие, редактирование презентации;
вставка в слайд изображения;
работа с макетом;
работа с изображением (перекрашивание, задний план, отражение, контур фигуры и т.д.);
автоматическая смена слайдов;
В ходе выполнения задания ученики приобретают следующие знания:
настройка анимации на объекты с помощью последовательного копирования слайдов;
настройка анимации на объекты с помощью меню Анимация (Пути перемещения);
работа с изображением (яркость, перекрашивание, поворот фигуры).
Например:
Задача № 1 «Время суток»
Задача учеников создать презентацию с анимацией, где будет показан плавный переход Ночь – Утро – День – Вечер – Ночь. Анимацию в презентации можно настраивать двумя способами: последовательным копированием слайдов и с помощью меню Анимация. Ученики знакомятся со способами, их задача сравнить эти способы и выбрать более действенный.
Задача № 2 «Времена года»
Задача учеников создать презентацию с анимацией, где будет показан плавный переход Весна – Лето - Осень. Анимацию в презентации можно настраивать двумя способами: последовательным копированием слайдов и с помощью меню Анимация. Ученики знакомятся со способами, их задача сравнить эти способы и выбрать более действенный.
Задача № 3 «Пустыня»
Задача учеников создать презентацию с анимацией, где будет показано движение верблюдов по пустыне. Анимацию в презентации можно настраивать двумя способами: последовательным копированием слайдов и с помощью меню Анимация. Ученики знакомятся со способами, их задача сравнить эти способы и выбрать более действенный.
Задача № 4 «Разное»
Задача учеников создать презентацию с анимацией, где будет показано движение. Анимацию в презентации можно настраивать двумя способами: последовательным копированием слайдов и с помощью меню Анимация. Ученики знакомятся со способами, их задача сравнить эти способы и выбрать более действенный.
Третьей уровень самостоятельности – частично-поисковая самостоятельность.
Задания такого уровня используются для закрепления материала. Учитель предлагает примерный план действий. Ученикам надо решить поставленную перед ними задачу, используя уже изученный материал.
Ученики умеют / знают:
знают принципы и структуру файловой системы компьютера;
умеют работать с изображениями (копирование, вырезание, вставка).
создание, сохранение, открытие, редактирование презентации;
вставка в слайд изображения;
работа с изображением (перекрашивание, задний план, отражение, контур фигуры, яркость, перекрашивание, эффекты фигуры и т.д.);
автоматическая смена слайдов;
Информация по теме:
Исторический аспект теоретического мышления
В истории философии еще с древности наметилось различие двух типов мышления. С одной стороны, выделялась мыслительная деятельность, направленная на расчленение и описание результатов чувственного опыта, с другой - на раскрытие сущности объектов, внутренних законов их развития. Особенно четко это ра ...
Анализ системы физического образования в технических вузах в контексте
парадигмы фундаментальности образования в период перестройки
Сравнительный анализ теории и практики учебно-воспитательного процесса в советской школе и основных тенденций педагогической мысли постсоветского периода неизбежно приводит к выводу, что распад СССР в конце ХХ века привел ко многим реформаторским преобразованиям в образовании и науках технического, ...
Внеурочное направление политологического подхода при изучении
обществознания
Здесь следует вести речь об участии школьников в учебно-исследовательской деятельности, т.е. о научных работах учащихся – рефератах. Ежегодно по линии Избиркома в городе объявляется конкурс работ учащихся по вопросам избирательного права и избирательной системы. Старшеклассники школы принимают в не ...