Рассмотрим как пример технологию «жесткого» коллективного воспитания великого педагога А.С. Макаренко, технологию гуманного коллективного воспитания педагога В.А. Сухомлинского и современные тенденции, и принципы организации воспитательной деятельности в общеобразовательной школе разработанные ведущими специалистами страны в области педагогики и воспитания (О.И. Аладко, О.В. Арепьев, Т.В. Барыбина, Н.С. Григайтес, А.В. Денисюк, О.Н. Шаверская и т.д.).
Технология «жесткого» коллективного воспитания А. С. Макаренко с современных гуманистических позиций может быть названа «жесткой»; это отражение сталинского социализма в воспитании; приоритет общественного над личным, принуждение через коллектив, рассмотрение личности, как средства достижения общественных целей. Однако многие её стороны не потеряли актуальности и могут быть взяты «на вооружение»: высокая ответственность дисциплинированность личности, гражданские качества и многие другие, не говоря о золотых открытиях методики формирование коллектива.
Продуктивность и долголетие этих идей Макаренко во многом обуславливаются тем, что он строил свою деятельность на знании и использовании психологических особенностей юношеского и подросткового возраста, которому свойственны стремления к самоутверждению и созиданию, оптимистическому взгляду на мир, мажорное восприятие жизни.
Первая цель воспитания – формирование коллектива. Главный итог воспитания – общественная направленность личности.
- характер (дисциплинированность, трудолюбие, инициатива)
- внешнее проявление (смелость, мужественность, долг, честь и др.)
- внутренняя убежденность (честность, коллективизм)
- политическое воспитание (патриотизм, преданность Родине и др.)
-знания (опыт, квалификация, грамотность, образованность).
«Я под целью воспитания, – писал Макаренко, – понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера. При этом в понятие характера вкладываю все содержание личности, то есть и характер внешних проявлений, и внутренней убежденности и политическое воспитание и знание – решительно всю картину человеческой личности»
Коллектив, по мнению Макаренко не подавление внутреннего человека, а возможность воспитания всех его проявлений.
Только создав единый общественный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения. Таким образом, в воспитательных учреждениях Макаренко интересы коллектива – абсолютны, права личности – относительны.
Основная и коллективообразующая деятельность – труд. Труд сам по себе не воспитывает, воспитывает его смысл.
Принцип целесообразности содержания жизнедеятельности коллектива: чередование учебы, труда, политико-воспитательной работы, физического воспитания и гигиены, культурного быта, игры.
Дисциплина, указывал Макаренко, должна быть сознательной. Люди должны понимать, что это такое и для чего нужно. Воспитанники должны понимать следующее:
1. Дисциплина помогает коллективу лучше и быстрее достигать своих целей.
2. Она нужна для воспитания каждого, воспитывает умение преодолевать трудности выполнять трудные работы и даже подвиги.
3. Дисциплина выше интересов отдельных членов коллектива.
4. Она украшает коллектив.
5. Дисциплина ставит личность в более защищенное, свободное положение и создает полную уверенность в своем праве, путях и возможностях именно для каждой личности.
Наказание – законно и необходимо, но оно не должно быть унижением, насилием.
Технология А.С. Макаренко воспроизводилась и использовалась в России и за рубежом. Ее жизненность была доказана в опыте, замечательных последователей Макаренко: Г.М. Кубракова, Н.П. Дубинина, А.А. Захаренко и др. Они добивались хороших результатов, опираясь на демократические стороны технологий А.С. Макаренко и отказываясь от ее внешнего максимализма.
Долгие годы авторитет А.С. Макаренко был непоколебим. Но в последнее время положение изменилось. Процессы демократизации и гуманизации воспитания подтолкнули педагогов к осмыслению и переосмыслению прежних ценностей. Появились альтернативные взгляды на воспитательную систему А.С. Макаренко. Одним из первых таких исследователей, был доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Азаров. Вот выдержка из его книги: « . Тем и страшен Макаренко, — отвечал я спокойно, — страшен тем, что талантлив. Тем, что стал певцом не внешней диктатуры, а глубоко внутренней, когда насилие с радостью принимается теми, на кого оно направлено. Макаренко создал набор примитивных догм, которые легко вкладывались в сознание учительства: для коллектива, через коллектив, в коллективе! Школа — завод! Мажор! Нам нет дела до личности! Совесть, гармоническое развитие, сострадание — буржуазные категории. Мы создаем педагогику параллельного действия, а это значит, плевать на страдания каждого отдельного человека, лишь бы коллектив в фанфарном марше топал к начертанным победам! «Макаренковщина» исчерпала себя».
Информация по теме:
Связь музыки и литературного слова в сказках, мультфильмах, кинофильмах
Еще одна сказка, (авторская) которая не могла бы появиться без музыки. Фрагмент из сказки «Музыкальные игрушки» В. Ф. Одоевского, где главное действующее лицо – музыкальный инструмент «табакерка» и маленький мальчик, которого заинтересовал этот чудо – инструмент, его звучание, внешний вид. Краткое ...
Анатомо-физиологические и психические особенности
детей среднего и старшего школьного возраста
В старшем школьном возрасте происходит дальнейшее повышение физического и психического уровня развития человека. К 16-17 годам завершается развитие центральной нервной системы. Высшего уровня развития достигает аналитическая деятельность коры головного мозга, приводящая к качественным изменениям в ...
Студенческая жизнь Оксфорда
Оксфордский университет умеет не только заниматься, но и отдыхать. Интеграции в уникальную академическую атмосферу университета способствуют многочисленные студенческие клубы и общества. Подобных клубов в университете Оксфорда несколько сотен, а сфера их интересов более чем разнообразна. Тут можно ...