Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского[ преследует гуманистическое начало в воспитании: опору на положительное в ребенке, поощрение самостоятельности и творчества, отсутствие жесткого регламента познания.
Главная цель – нравственно-воспитательный мыслитель, любящий Родину и свободу.
В основании нет главного и второстепенного, (как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.)
Эстетические, эмоциональные начала в воспитании: внимание к природе, красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общение детей, чувство удивления. По мнению В.А. Сухомлинского, ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь.
«Трагедия нашего воспитания состоит в том, что ясно лишь исправляем недостатки, в то время как нужно находить и взращивать достоинства, и тогда их бурная поросль заглушит сорняки недостатков».
Коллектив – это содружество единомышленников, содружество гражданское, идейное, творческое, трудовое, в которое каждый приносит что-то для обогащения его духовной жизни, и из общего каждый что-то берет для полноты своей личной духовной жизни, для полноты своего счастья. Решающими стимулами, одухотворяющими жизнь коллектива, становится не организация и управление, ответственная зависимость, а богатство духовной жизни, полнота интересов, взаимный обмен духовными богатствами.
На личность огромное влияние оказывает коллектив, но и нет коллектива, если нет многогранного духовного богатого мира, составляющих его личность.
Современные тенденции организации воспитательной деятельности в общеобразовательной школе, разработанные ведущими специалистами страны в области педагогики и воспитания (О.И. Аладко, О.В. Арепьев, Т.В. Барыбина, Н.С. Григайтес, А.В. Денисюк, О.Н. Шаверская и т.д.) определяют:
- воспитание нового жизнеспособного поколения на основе гармонизации общественно ориентированного и индивидуалистического типов личности;
- личностно-деятельностная направленность образования, оптимизация процессов социализации и индивидуализации;
- понимание сущности воспитания как создания условий для развития личности, т.е. соответствующей среды, воспитательного пространства;
Основополагающими принципами организации воспитания школьников в общеобразовательной школе являются:
- осуществление воспитания школьников в контексте целей и задач среднего образования в РФ;
- реализация воспитательной функции общеобразовательного учреждения в единстве учебной и внеучебной деятельности;
- ориентация на нравственные идеалы и ценности гражданского общества при организации воспитательного процесса;
- сохранение и развитие традиций школы;
- создание, развитие и сохранение системы межклассных связей для реализации воспитательной функции образования;
- гибкость системы воспитания школьников в школе, возможность её саморазвития;
- использование принципа демократизма, предполагающего педагогику сотрудничества;
- усиление социальной активности, предполагающей участие школьников в общественно-политической жизни своего города;
- поддержка и развитие научного творчества школьников, повышение авторитета и значимости науки;
- создание и развитие органов школьного самоуправления.
Общей целью воспитания школьников в общеобразовательном учреждении необходимо считать разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, физическим здоровьем, качествами гражданина-патриота.
Основная задача воспитательной деятельности – создание условий для активной жизнедеятельности школьников, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей школьников в физическом, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Наиболее актуальными в современных условиях являются следующие задачи:
- формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
- формирование у школьников гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры, способности к труду и жизни в современных условиях;
- воспитание нравственных качеств, интеллигентности;
- развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;
- развитие и сохранение историко-культурных и научных традиций той школы, в которой обучаются, преемственности, формирование чувства корпоративизма и солидарности;
- укрепление и совершенствование физического здоровья, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению;
Информация по теме:
Анализ результатов исследования физической подготовленности в процессе
возрастного развития
1. Результаты теста «Прыжок в длину с места» (см). Таблица №1 № п/п Ф.И. учащегося Результаты по классам, см 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 1. Алексей Б. 165 180 185 190 210 235 225 2. Александр Б. 120 155 160 160 180 190 200 3. Юрий В. 125 150 160 160 170 200 220 4. Александр Д. 150 16 ...
Выбор методов обучения – важное условие проведения урока
Метод обучения – это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Это самый подвижный, самый динамичный, компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами. И. П. Подласый дает такое определение методам обучения: «…Ме ...
Конструктивистское основание для тестов, проверяющих навыки и умения в чтении
В тестовых материалах, входящих в корпус Государственного стандарта по русскому языку как иностранному (РКИ), представлены различные модели субтестов по всем четырем видам речевой деятельности. В данном случае нас интересует тест «Чтение», который в части, обращенной к тестируемому, представлен т ...