Методическое обеспечение работы учителя с творческой тетрадью

Страница 1

Данный пункт представляет собой готовые методические рекомендации по работе с творческой тетрадью. Рекомендации представлены в виде ограничений действий учителя, как учитель может помогать учащемуся при работе с тетрадью.

В процессе апробации были выделены формы работы с творческой тетрадью: индивидуальная и групповая, соответственно разработано два варианта рекомендаций.

Индивидуальная работа

Учитель предлагает ребенку самостоятельно заполнить тетрадь, после чего встретится на консультации. Консультации происходят в форме свободной беседы с учеником, в процессе которой происходит обсуждение того, что ему удалось сделать, и что вызвало у него трудности.

Работа с тетрадью начинается с выполнения заданий предложенных во введении. Учитель может регулировать количество решаемых задач в зависимости от возможностей и желания ребенка, но ни в коем случае учитель не должен решать задачи вместо ребенка, а также объяснять ему их решения. Не обязательно решать все четыре задачи, пусть ребенок решит одну задачу с делимостью на 5, а другую с делимостью на 11. Этого ему хватит, чтобы ответить на предложенные во введении вопросы. Также может возникнуть такая ситуация, что ребенок захочет начать работу сразу с исследования, не выполняя задания из введения. В этом случае нельзя запрещать ему этого делать, к задачам из введения он сможет вернуться позже.

Далее начинается работа с основной частью тетради, в которой можно выделить несколько ключевых этапов:

Гипостазирование.

Проблематизация способа обоснования.

Введение культурного языка.

Обобщение.

Гипостазирование. В начале этого этапа необходимо договориться с ребенком о способе работы с тетрадью:

Выделить в материале “порции”, например, две – три страницы тетради, с которыми ребенок будет работать в промежутках между встречами с учителем.

Договориться с ребенком о ведении записей в тетради. Например, для работы иметь два экземпляра творческой тетради: чтобы с одной ребенок работал дома и записывал в нее, как сможет, появляющиеся идеи, а вторую тетрадь использовать во время работы с учителем для записи уже обоснованных мыслей. Либо, договориться, чтобы в процессе самостоятельной работы записи в тетради ребенок делал карандашом или в “месте для твоих мыслей”, а окончательную запись делать в тетради ручкой в процессе работы с учителем.

Работая с тетрадью, учитель должен постоянно обращать ребенка к вопросам и к выбору, которые содержатся в тетради. Все гипотезы и ответы на вопросы должны быть обязательно оформлены. Однако если ребенок не может пока объяснить свой выбор или ответ, не нужно его торопить или отвечать вместо него; можно пока оставить место для ответа не заполненным, а спустя некоторое время вернуть к нему ребенка. Нельзя игнорировать мысли, высказываемые ребенком, а также останавливать его рассуждения, тем самым, прерывая инициативу, даже если они неверные. Необходимо обращать внимание ребенка на дополнительные сведения, которые предлагаются в тетради и являются важными для дальнейшей работы. Также нужно обратить внимание ребенка на форму записи догадки: “Число делится на 11, если …” и обсудить на что нужно посмотреть в задании, чтобы сформулировать ее. Если для выделения догадки ребенку не хватает числового материала, то, в зависимости от его возможностей, либо дать ему этот материал, либо обсудить способ получения материала, чтобы он сам смог его найти.

Проблематизация способа обоснования. Учитель должен обсудить с ребенком текст о необходимости обоснования полученных догадок. Обсудить имеющийся у ребенка опыт, связанный с необходимостью обоснования, если он был. Если нет, то пусть ребенок на опыте работы с тетрадью рассудит, приведет пример, что обоснование является важным. Учителю нужно обсудить способ действия ребенка в процессе проверки догадки полным перебором чисел. Если во время проведения полного перебора чисел ребенок, посмотрев на другой способ обоснования на странице 12, решает разобрать его, то необходимо помочь ему в этом. Сначала обратить его внимание на текст на странице 11, разобрать на примерах новый способ записи чисел, и дать при помощи него записать уже выведенные утверждения. В процессе разбора доказательств, нужно объяснить введение сокращающихся слагаемых. Можно показать новый способ доказательства на примерах доказательств известных ребенку признаков делимости на 5 и на 3, оформляя их таким же способом как в тетради. После разбора приведенных доказательств необходимо вернуть ребенка обратно, для продолжения исследования. После доказательства признака делимости на 11 для трехзначных чисел в тетради предлагается вернуться к введению и попробовать решить задачи при помощи уже обоснованного признака. В этом случае необходимо обсудить с ребенком, какие задачи он сможет выполнить при помощи выведенного признака, а также определить, какие еще признаки ему необходимы для решения задач из введения. В процессе дальнейшего исследования, обсудить с ребенком способ работы с тетрадью на странице 10. При работе с этой страницей возможно два способа движения, либо сверху вниз, заполнив сначала свое облачко числами; либо снизу вверх, т.е. разбив сначала имеющиеся числа в облачке на две группы. Обсудить также с ребенком, какие числа он объединил в одну группу с числом 1210. Здесь может быть два варианта: 1) четырехзначное число, образованное от трехзначного, делящегося на 11, приписыванием к нему нуля, например, 3520; 2) четырехзначные числа, у которых сумма цифр, стоящих на четных местах равна сумме цифр, стоящих на нечетных местах, тогда это и 3520, и 3333 и т.д. Также учитель должен обсудить с ребенком выполнение отдельно выделенных заданий (солнышко и звездочку). Необходимо обсудить с ребенком проблематизацию старого способа обоснования (полным перебором), которая возникает при доказательстве чисел с большим количеством знаком, и затем, если это не было сделано ранее перейти к разбору нового способа доказательства. Однако учитель не должен настаивать на разборе нового способа доказательства, если ребенок не хочет этого делать, можно остановиться с ним на обсуждении границ старого способа. Необходимо удержать эмоциональный фон, сложившийся в процессе исследования, который может снижаться у ребенка, если он сталкивается с трудностями, которые не может преодолеть. Поэтому, возможность работы с новым способом доказательства учитель должен регулировать в зависимости от способностей ребенка: сильный ребенок может разобрать с учителем доказательства признаков для двухзначных и трехзначных чисел, а затем самостоятельно провести доказательства для четырехзначных чисел и т.д. Более слабые дети могут остановиться на совместном с учителем разборе доказательств, либо же не разбирать новый способ доказательства, но при этом нужно обсудить с ребенком, что если он не докажет свою гипотезу каким-либо способом, то останется на уровне правдоподобных рассуждений.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Виды агрессии
Агрессивность многолика. По направленности агрессивность может быть внешней, характеризующейся открытым проявлениям в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) или на безличные обстоятельства, предметы, социальное окружение (смещенная агрессия), а так же внутренний, характеризующейся выражением обвине ...

Характеристика пространственных представлений у детей с дизартрией
Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с дизартрией. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности школьников: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании ...

Особенности развития памяти у младших школьников
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младше ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru