Опыт осуществления нравственного воспитания на уроках литературы

Педагогика » Проблемы нравственного воспитания в современной школе » Опыт осуществления нравственного воспитания на уроках литературы

Страница 1

Уроки литературы наиболее благоприятны для осуществления нравственного воспитания. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности. Как мы уже упоминали ранее, основной задачей нравственного воспитания в 6 классе является: «воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения». Рассмотрим возможности осуществления нравственного воспитания на примере изучения рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского», на который отводится три часа. Данный рассказ обладает большим духовным потенциалом.

Герой данного рассказа – мальчик одиннадцати лет, ровесник учащихся, поэтому детям легче равняться на него. Главный герой произведения очень нравственен, поэтому следует обратить внимание на его основные качества.

Наиболее приемлемый метод: беседа с целью анализа произведения.

Учащиеся не сразу поняли характер мальчика. Школьникам тот казался взрослым. Лишь когда их внимание было обращено на возраст главного героя рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» (как уже ранее было упомянуто, мальчику одиннадцать лет), шестиклассники задумались: «Смог/смола бы я выжить в таких условиях и остаться добрым доброй, не озлобиться на весь мир?»

Во время урока мы выясняем, что главный герой рассказа обладает повышенным чувством долга, ответственности, именно поэтому он остается учиться в городе, хотя постоянно тоскует по дому, по близким, часто голодает. Учащиеся примеряют эти качества на себя, анализируют их. У школьников формируется положительное отношение к ответственности и чувству долга.

Мальчик обладал чувством собственного достоинства и уважал его в других, так, например, главный герой рассказа «боялся даже думать» о том, кто именно ворует у него еду, именно поэтому главный герой рассказа не мог взять денег или еды у учительницы. Мальчик настаивал на справедливости как во время игры в «пристенок» с Лидией Михайловной, так и во время драки:

«… я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи – так что слышал, наверное, весь поселок:

– Переверну-у-ул!»

При этом учащиеся решили, что мальчик переживал не столько из-за того, что его избили, сколько из-за того, что с ним обошлись несправедливо. Следует отметить, что анализ эпизодов игры в «чику» и последующего избиения героя формируют положительное отношение к честности, справедливости, умению отстаивать свою точку зрения до конца и негативное отношение к насилию.

Воспитательный эффект усиливается при сопоставлении главного героя с отрицательными персонажами (см. Приложение 4, Конспект 2, вопросы 6 – 7, таблица). Школьники видят, что на пустыре царят «волчьи законы». У учащихся формируется отрицательное отношение к игре на деньги ради развлечения, азарту, «стадному инстинкту», деспотизму, подхалимству, к избиению беззащитного человека, что крайне важно в наше время, когда телевидение открыто демонстрирует сцены насилия, агрессивное поведение, и появляется огромный риск того, что у детей сложится представление, будто бы насилие – это норма.

При анализе характера главного героя рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» у учащихся можно воспитать ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, умение идти к своей цели несмотря на трудности и препятствия.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru