Опыт осуществления нравственного воспитания на уроках литературы

Педагогика » Проблемы нравственного воспитания в современной школе » Опыт осуществления нравственного воспитания на уроках литературы

Страница 2

Образ учительницы – образ нравственного взрослого. Изучая ее, можно воспитывать в учащихся чувство жалости, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, тактичности.

Понять характер Лидии Михайловны шестиклассникам значительно сложнее, чем характер их ровесника. Учащиеся идут к пониманию образа учительницы через образ главного героя. Однако школьники четко для себя осознают, что нужно пытаться помочь другим людям, не смотря на возможные последствия.

В итоге мы воспитываем у учащихся ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, чувство жалости, сострадания, сочувствия, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, тактичности и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», к насилию.

Учащиеся чутко реагируют на проблематику рассказа. При написании сочинения на тему «Роль учительницы в жизни мальчика», учащиеся сделали следующие выводы: «Лидия Михайловна своим поступком дала понять мальчику, что на свете есть много хороших людей, которые всегда могут прийти на помощь в трудную минуту» (Грачев Кирилл), « … доброту и помощь Лидии Михайловны мальчик запомнил надолго» (Дейнега Влада), « … жалко тех людей, которые по-настоящему талантливы. … не у каждого есть тот человек … , который может помочь» (Фалина Алина). Учащиеся подмечают чуткость, доброту, отзывчивость учительницы и необходимость этих качеств в повседневной жизни.

Особо следует отметить воспитательный эффект статьи В.Г. Распутина «Уроки доброты» (см. Приложение 4, Конспект 3, пункт 5). Прочитав эту статью, учащиеся понимают, что помогать нужно бескорыстно, следует помнить то добро, которое сделали им и возвращать его миру. Учащиеся учатся благодарности.

Таким образом, рассказ В.Г. Распутина обладает огромным потенциалом для осуществления нравственного воспитания.

Выводы по II главе

У учащихся 6 а класса следующие ценности: 1. Терминальные – здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) и счастливая семейная жизнь; 2. Инструментальные – воспитанность (хорошие манеры), чуткость (заботливость) и жизнерадостность (чувство юмора).

Нравственное воспитание наиболее удобно и эффективно осуществлять на уроках литературы. На примере рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» можно воспитывать ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, чувство жалости, сострадания, сочувствия, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, тактичность, умение выражать благодарность за сделанное кем-то добро и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», к насилию.

Нравственное воспитание необходимо осуществлять в условиях современной школы.

Нравственность - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств.

Нравственное воспитание – это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника.

Мораль – основная категория нравственного воспитания. Мораль – это те нормы, принципы, правила поведения людей, которые предписывает человеку общество. Следует разграничивать понятия «нравственность» и «мораль».

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Методика проведения тестирования в средней школе
С целью контроля уровня сформированности навыков и умений учащихся в средней школе обычно используется тестирование. Учитель средней школы не всегда может найти в методической литературе комплексы тестов по конкретной теме, поэтому иногда он сам разрабатывает тестовые задания на материале учебника ...

Содержание и этапы эмпирического исследования развития словообразования у детей шестого жизни со стертой дизартрией и в норме
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ д/с № 49 г. Амурска в три этапа: 1) Констатирующий этап; 2) Формирующий этап; 3) Контрольный этап. Цель констатирующего этапа исследования - выявить уровень сформированности словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со ...

Задачи математического образования в подростковой школе
Исследователи развивающего обучения Б.Д. Эльконин и И.Д. Фрумин полагают, что “учебная деятельность в подростковом возрасте должна быть продолжена как учебно-эксперементальная”, в которой предметом являются условия существования и границы предметной области, описываемой через некое исходное отношен ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru