Образ учительницы – образ нравственного взрослого. Изучая ее, можно воспитывать в учащихся чувство жалости, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, тактичности.
Понять характер Лидии Михайловны шестиклассникам значительно сложнее, чем характер их ровесника. Учащиеся идут к пониманию образа учительницы через образ главного героя. Однако школьники четко для себя осознают, что нужно пытаться помочь другим людям, не смотря на возможные последствия.
В итоге мы воспитываем у учащихся ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, чувство жалости, сострадания, сочувствия, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, тактичности и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», к насилию.
Учащиеся чутко реагируют на проблематику рассказа. При написании сочинения на тему «Роль учительницы в жизни мальчика», учащиеся сделали следующие выводы: «Лидия Михайловна своим поступком дала понять мальчику, что на свете есть много хороших людей, которые всегда могут прийти на помощь в трудную минуту» (Грачев Кирилл), « … доброту и помощь Лидии Михайловны мальчик запомнил надолго» (Дейнега Влада), « … жалко тех людей, которые по-настоящему талантливы. … не у каждого есть тот человек … , который может помочь» (Фалина Алина). Учащиеся подмечают чуткость, доброту, отзывчивость учительницы и необходимость этих качеств в повседневной жизни.
Особо следует отметить воспитательный эффект статьи В.Г. Распутина «Уроки доброты» (см. Приложение 4, Конспект 3, пункт 5). Прочитав эту статью, учащиеся понимают, что помогать нужно бескорыстно, следует помнить то добро, которое сделали им и возвращать его миру. Учащиеся учатся благодарности.
Таким образом, рассказ В.Г. Распутина обладает огромным потенциалом для осуществления нравственного воспитания.
Выводы по II главе
У учащихся 6 а класса следующие ценности: 1. Терминальные – здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) и счастливая семейная жизнь; 2. Инструментальные – воспитанность (хорошие манеры), чуткость (заботливость) и жизнерадостность (чувство юмора).
Нравственное воспитание наиболее удобно и эффективно осуществлять на уроках литературы. На примере рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» можно воспитывать ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, чувство жалости, сострадания, сочувствия, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, тактичность, умение выражать благодарность за сделанное кем-то добро и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», к насилию.
Нравственное воспитание необходимо осуществлять в условиях современной школы.
Нравственность - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств.
Нравственное воспитание – это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника.
Мораль – основная категория нравственного воспитания. Мораль – это те нормы, принципы, правила поведения людей, которые предписывает человеку общество. Следует разграничивать понятия «нравственность» и «мораль».
Информация по теме:
Понятие «семья»
Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. Ф. Энгельс ...
Анатомо-физиологические и психические особенности
детей среднего и старшего школьного возраста
В старшем школьном возрасте происходит дальнейшее повышение физического и психического уровня развития человека. К 16-17 годам завершается развитие центральной нервной системы. Высшего уровня развития достигает аналитическая деятельность коры головного мозга, приводящая к качественным изменениям в ...
Пример использования педагогической оценки в
воспитании поведения дошкольников
В журнале "Справочник старшего воспитателя" (№2, 2009 г) приводится методическая разработка по использованию педагогической оценки в воспитании поведения дошкольников. Педагоги-воспитатели разработали специальные наглядные пособия, позволяющие детям представить себе идеальный образец дейс ...