Опыт осуществления нравственного воспитания на уроках литературы

Педагогика » Проблемы нравственного воспитания в современной школе » Опыт осуществления нравственного воспитания на уроках литературы

Страница 2

Образ учительницы – образ нравственного взрослого. Изучая ее, можно воспитывать в учащихся чувство жалости, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, тактичности.

Понять характер Лидии Михайловны шестиклассникам значительно сложнее, чем характер их ровесника. Учащиеся идут к пониманию образа учительницы через образ главного героя. Однако школьники четко для себя осознают, что нужно пытаться помочь другим людям, не смотря на возможные последствия.

В итоге мы воспитываем у учащихся ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, чувство жалости, сострадания, сочувствия, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, тактичности и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», к насилию.

Учащиеся чутко реагируют на проблематику рассказа. При написании сочинения на тему «Роль учительницы в жизни мальчика», учащиеся сделали следующие выводы: «Лидия Михайловна своим поступком дала понять мальчику, что на свете есть много хороших людей, которые всегда могут прийти на помощь в трудную минуту» (Грачев Кирилл), « … доброту и помощь Лидии Михайловны мальчик запомнил надолго» (Дейнега Влада), « … жалко тех людей, которые по-настоящему талантливы. … не у каждого есть тот человек … , который может помочь» (Фалина Алина). Учащиеся подмечают чуткость, доброту, отзывчивость учительницы и необходимость этих качеств в повседневной жизни.

Особо следует отметить воспитательный эффект статьи В.Г. Распутина «Уроки доброты» (см. Приложение 4, Конспект 3, пункт 5). Прочитав эту статью, учащиеся понимают, что помогать нужно бескорыстно, следует помнить то добро, которое сделали им и возвращать его миру. Учащиеся учатся благодарности.

Таким образом, рассказ В.Г. Распутина обладает огромным потенциалом для осуществления нравственного воспитания.

Выводы по II главе

У учащихся 6 а класса следующие ценности: 1. Терминальные – здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) и счастливая семейная жизнь; 2. Инструментальные – воспитанность (хорошие манеры), чуткость (заботливость) и жизнерадостность (чувство юмора).

Нравственное воспитание наиболее удобно и эффективно осуществлять на уроках литературы. На примере рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» можно воспитывать ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, чувство жалости, сострадания, сочувствия, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, тактичность, умение выражать благодарность за сделанное кем-то добро и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», к насилию.

Нравственное воспитание необходимо осуществлять в условиях современной школы.

Нравственность - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств.

Нравственное воспитание – это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника.

Мораль – основная категория нравственного воспитания. Мораль – это те нормы, принципы, правила поведения людей, которые предписывает человеку общество. Следует разграничивать понятия «нравственность» и «мораль».

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

О составлении опорных сигналов при обобщении знаний
Одна из актуальных задач обучения — вовек рациональных путей обобщения учебного материала. Обобщение позволяет выделить главное во все увеличивающемся потоке информации, способствует систематизации знаний, развитию мыслительной деятельности учащихся. Опорный сигнал — это образный план излагаемого м ...

Анализ программы и учебных пособий по курсу «ОРКиСЭ»
Рассмотрев изменения, которым, в целях реализации новой учебной дисциплины, подверглась образовательная и правовая база Красноярского края, мы перейдём к анализу самих модулей курса «ОРКиСЭ». Мы проведем анализ на соответствие между заявленными целями курса и реального содержания предложенных пособ ...

Характер школьного образования в свете законодательства Российской Федерации
На протяжении последних десятилетий, роль религии в российском обществе подвергалась постоянному переосмыслению, в том числе, и возможность ее возвращения в систему государственного муниципального образования. Согласно российскому законодательству, Российская Федерация является светским государство ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru