Виды прогнозирования смысловой структуры текста

Педагогика » Механизм вероятностного прогнозирования в процессе аудирования » Виды прогнозирования смысловой структуры текста

Страница 1

В данном параграфе особое внимание будет уделено процессам механизма вероятностного прогнозирования с точки зрения обучения аудированию как виду коммуникативной деятельности. Анализ литературы, в которой затрагивается вопрос о данном механизме, позволяет говорить о существовании двух видов прогнозирования, отличающихся друг от друга:

1) прогнозирование на предтекстовом этапе.

2) прогнозирование на этапе предъявления аудиотекста

Рассмотрим их подробнее.

На предтекстовом этапе происходит прогнозирование содержания аудиотекста. Содержание, или смысловая структура текста, может быть внутренней и внешней. Внутренняя композиция отражает смысловое, логическое начало, а внешняя – особенности построения текста. В качестве смыслового начала рассматривают тему, идею и проблемы, рассматриваемые в тексте. Предвосхищение смысловой структуры текста может происходить на основе заголовка текста, установки учителя и предтекстовых упражнений.

Прогнозирование на основе заголовка текста является эффективным, если заголовок совпадает с темой текста и напрямую отражает то, о чем пойдет речь в тексте. Умения предвосхитить содержание текста по заголовку существенно облегчает процесс аудирования, поскольку учащиеся по названию текста могут с большей вероятностью прогнозировать общую тематику предъявляемого текста, основные проблемы, затрагиваемые в связи с темой текста, а также возможные пути их решения. С точки зрения методики в данной ситуации целесообразно было бы обсудить возможную смысловую структуру текста, основываясь на его заголовке. Это значит, что перед прослушиванием текста учителю следует задать учащимся ряд вопросов, в ответах на которые учащиеся рассказали бы о своих ассоциациях относительно заголовка текста, и тем самым предвосхитили содержание текста.

Встречаются случаи, когда заголовок текста не отражает напрямую содержание текста и причина того, почему текст имеет именно такой заголовок, становиться полностью понятной только после прослушивания текста.

Установка играет очень важную роль, так как она ориентирует на результат аудирования: прослушать текст, понять его общее содержание, ответить на вопросы. Установка ориентирует учащихся на сознательное и целенаправленное извлечение информации. Помимо этого, учитель на этапе предъявления установки может снять возможные трудности и потенциальные сложности, с которыми могут столкнуться учащиеся во время прослушивании текста. Для этого перед предъявлением текста учителю необходимо кратко изложить основную тему или ввести учащихся в проблематику текста, поскольку знание темы также создает в самом начале восприятия текста определенную семантическую установку, на фоне которой слушающий в состоянии восполнить пробелы, возникающие из-за незнания материала, невнимательности, нечеткости артикуляции или быстрого темпа.

Рассмотрим несколько возможных типов заданий для дотекстового (before listening) этапа работы.

1. Обсуждение вопросов и утверждений до прослушивания текста.

2. Краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста.

Во время предъявления установочного текста и заголовка у учащихся происходит активизация работы долговременной памяти. Учащиеся концентрируются не только на необходимом в данной ситуации лексическом и грамматическом материале, хранящимся в долговременной памяти, но и на необходимых фоновых знаниях, которыми учащиеся владеют в связи с данной тематикой. Под фоновыми знаниями принято понимать ту информацию и опыт, которые человек приобретает в процессе жизни. Также к фоновым знаниям относятся знания общественных норм и ценностей, т.е знание того, что в каждой конкретной ситуации считается общепризнанным или отвергаемым. Чем богаче знания о мире, о конкретной теме или ситуации, тем выше способность ученика предугадывать содержание и использовать контекстные подсказки.

Таким образом, на предтекстовом этапе прогнозирование смысловой структуры аудиотекста происходит на основе заголовка текста, установки учителя и дотекстовых упражнений. Прогнозирование содержания текста может происходить не только перед предъявление текста, но и в процессе слушания. Данные вопрос будет рассмотрен в следующем параграфе.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Характер школьного образования в свете законодательства Российской Федерации
На протяжении последних десятилетий, роль религии в российском обществе подвергалась постоянному переосмыслению, в том числе, и возможность ее возвращения в систему государственного муниципального образования. Согласно российскому законодательству, Российская Федерация является светским государство ...

Связь музыки и литературного слова в сказках, мультфильмах, кинофильмах
Еще одна сказка, (авторская) которая не могла бы появиться без музыки. Фрагмент из сказки «Музыкальные игрушки» В. Ф. Одоевского, где главное действующее лицо – музыкальный инструмент «табакерка» и маленький мальчик, которого заинтересовал этот чудо – инструмент, его звучание, внешний вид. Краткое ...

Психологические механизмы развития субъективного отношения к природе
Выделим несколько особенностей, характеризующих этот процесс как систему. От перцептивно-эмоционального к практическому каналу возрастает роль сознательной регуляции человеком процесса формирования отношения к объектам природы. Если в перцептивно-эмоциональном канале воздействие релизеров связано в ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru