На современном этапе обучения иностранному языку в рамках коммуникативного метода выделяются четыре вида коммуникативной деятельности, являющиеся обязательными для овладения школьниками и тесно связанные друг с другом: говорение, аудирование, письмо и чтение. Обязательность данных видов деятельности объясняется тем, что каждый из них формирует у учащихся специфические знания, умения и навыки, необходимые в процессе общения с носителями языка.
Аудирование проявляется не только в умении соотносить воспринимаемый звуковой поток с определенным значением, но и услышать своего собеседника, понять его отношение к теме разговора, распознать его истинные намерения и высказать свое мнение по этому поводу. Часто неумение слушать может стать причиной не только межличностных конфликтов, но и привести к межкультурным проблемам.
Обучающий и развивающий потенциал уроков иностранного языка состоит именно в том, чтобы посредством иностранного языка сформировать и развить основные знания, умения и навыки, а также личность учащихся. В этом смысле, обучая аудированию как виду коммуникативной деятельности, учитель формирует у учащихся умение слушать и понимать информацию не только на уроке иностранного языка, но и в повседневной жизни в межличностном и межкультурном общении.
Актуальность настоящего исследования определяется важной ролью аудирования как одного из видов коммуникативной деятельности в процессе обучения иностранному языку.
Объектом исследования являются исследования, точки зрения, концепции, связанные с механизмом аудирования.
Предметом исследования является выявление, сопоставление и рассмотрение точек зрения, концепций, связанных с процессом обучения аудированию как виду коммуникативной деятельности.
Целью исследования является изучение опубликованных исследований, точек зрения, концепций, связанных с обучением аудированию на основе прогнозирования смысловой структуры и систематизация полученных результатов.
В соответствии с предметом, объектом и целью исследования определяются следующие задачи исследования:
1. рассмотреть историю развития основных подходов обучения аудированию;
2. рассмотреть аудирование как один из видов коммуникативной деятельности;
3. рассмотреть сущность понятия аудирования в свете психологии, психолингвистики и методики;
4. рассмотреть основные компоненты и механизмы аудирования;
5. определить роль и место такого компонента аудирования, как вероятностное прогнозирование;
6. выделить основные типы и способы прогнозирования смысловой структуры текста;
7. рассмотреть основные упражнения, направленные на формирования навыков прогнозирования;
8. проанализировать и охарактеризовать современные УМК с точки зрения адекватности и пригодности для обучения в средней школе.
В работе предполагается рассмотрение нескольких УМК с точки зрения основных подходов обучения аудированию.
Методологической основой исследования являются: теоретический анализ литературы, синтез, классификация и обобщение.
Информация по теме:
Социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия у
детей дошкольного возраста
Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп. Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда. При этом у детей формируются п ...
Моделирование в раннем и дошкольном детстве
Моделирование - приблизительное воспроизведение каких либо объектов которые по своей сложности и величине не поддаются или плохо поддаются исследованию и изготовлению в натуре. Моделирование, проводимое в процессе обучения и воспитания детей, служит развитию их способностей, углублению знаний по о ...
Психолого — педагогические особенности детей 2 — 3 летнего возраста
При совершенствовании умений детей раннего возраста необходимо обеспечить возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выберет ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, что будет способствовать его развитию личности. Ранний возраст является наи ...