Психологические основы обучения аудированию

Педагогика » Механизм вероятностного прогнозирования в процессе аудирования » Психологические основы обучения аудированию

Страница 1

В данной главе необходимо рассмотреть основные точки зрения, концепции и подходы к проблеме аудирования как вида коммуникативной деятельности, охарактеризовать основные механизмы процесса аудирования, рассмотреть сущность механизма аудирования с точки зрения психологии и методики.

Термин «аудирование» обозначает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Долгое время считалось, что нет необходимости специально обучать аудированию. Однако, методисты пришли к выводу, что именно несформированность аудитивных навыков очень часто является причиной нарушения общения, поскольку общение – это процесс двухсторонний, и состоит он не только в умении сообщить какую-либо информацию, но также и в умении услышать собеседника, понять его намерения и адекватно отреагировать на его сообщение. В противном случае в процессе общения могут возникнуть разного рода проблемы. В процессе обучения это в первую очередь выражается в том, что учащиеся не в состоянии адекватно реагировать на вопросы учителя, так как они не всегда понимают их. Также встречаются случаи, когда учащиеся не владеют навыками вычленять основную, необходимую информацию из услышанного. Зачастую недостаточное количество предъявления аутентичных иноязычных текстов приводит к тому, что учащиеся привыкают к фонетической, лексической и грамматической специфике речи учителя и сталкиваются с трудностью узнавания уже знакомых слов, встречающихся в аутентичных текстах. Все это говорит о важности и необходимости специального обучения учащихся умениям аудирования.

В ходе развития психологии и методики изменялись взгляды и основные подходы к обучению аудированию. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных обучению аудирования, данная форма коммуникативной деятельности остается недостаточно развитой, поскольку аудирование до сих пор рассматривается как побочный продукт говорения. Тем не менее, психологи считают, что процесс аудирования предполагает не простое восприятие информации, а поиск и выбор информативных признаков из ряда возможных. Если аудированию не обучать специально, в таком случае возможны ситуации, когда учащиеся «слушают, но не слышат». Это говорит о несформированности аудитивных умений.

С психологической точки зрения аудирование относится к рецептивному виду речевой деятельности и представляет собой восприятие и понимание речи на слух в момент ее порождения. Процесс понимания речи с психологической точки зрения является обратным процессу порождения речевого высказывания. Он состоит из этапа восприятия готовой системы языковых кодов, имеющих определенное фонематическое, лексико-морфологическое, логико-грамматическое строение, этапа расшифровки этих кодов, этапа понимания общей мысли высказывания.

Гамалей Н.С. выделяет такие умения, как умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в звуковые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, а Елухина Н.В. выделяет умения отделять главное от второстепенного, определять тему сообщения, членить текст на смысловые куски, устанавливать логические связи, выделять главную мысль, воспринимать сообщение в определенном темпе, определенной длительности, до конца без пропусков.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Методы обучения, используемые в дидактических поисковых моделях
Поисковый подход в рамках моделей направлен на освоение учащимися дидактической модели обучения как организации систематической исследовательской деятельности; модели организации обучения как коммуникативно-диалоговой деятельности, активного обмена мнениями, творческой дискуссии. Учащийся ставится ...

Подготовка студентов старших курсов к осуществлению управления учебно-воспитательным процессом по иностранным языкам в школе
На старших курсах совершенствуется процесс формирования профессиональной активности, углубляется понимание важности овладения идеями управления в деятельности будущего учителя. Изучаемые в ВУЗе предметы: дают студентам информацию об основах управления познанием и процессом воспитания, раскрываются ...

Способы проверки домашних заданий
Проверка домашних заданий - это существенный и действующий "канал", связывающий домашнюю работу на уроке, помогающий объединить их в единый учебно-воспитательный процесс. В практике встречаются различные способы проверки домашних заданий: Фронтальная проверка, так можно проверять несложны ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru