В данной главе необходимо рассмотреть основные точки зрения, концепции и подходы к проблеме аудирования как вида коммуникативной деятельности, охарактеризовать основные механизмы процесса аудирования, рассмотреть сущность механизма аудирования с точки зрения психологии и методики.
Термин «аудирование» обозначает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Долгое время считалось, что нет необходимости специально обучать аудированию. Однако, методисты пришли к выводу, что именно несформированность аудитивных навыков очень часто является причиной нарушения общения, поскольку общение – это процесс двухсторонний, и состоит он не только в умении сообщить какую-либо информацию, но также и в умении услышать собеседника, понять его намерения и адекватно отреагировать на его сообщение. В противном случае в процессе общения могут возникнуть разного рода проблемы. В процессе обучения это в первую очередь выражается в том, что учащиеся не в состоянии адекватно реагировать на вопросы учителя, так как они не всегда понимают их. Также встречаются случаи, когда учащиеся не владеют навыками вычленять основную, необходимую информацию из услышанного. Зачастую недостаточное количество предъявления аутентичных иноязычных текстов приводит к тому, что учащиеся привыкают к фонетической, лексической и грамматической специфике речи учителя и сталкиваются с трудностью узнавания уже знакомых слов, встречающихся в аутентичных текстах. Все это говорит о важности и необходимости специального обучения учащихся умениям аудирования.
В ходе развития психологии и методики изменялись взгляды и основные подходы к обучению аудированию. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных обучению аудирования, данная форма коммуникативной деятельности остается недостаточно развитой, поскольку аудирование до сих пор рассматривается как побочный продукт говорения. Тем не менее, психологи считают, что процесс аудирования предполагает не простое восприятие информации, а поиск и выбор информативных признаков из ряда возможных. Если аудированию не обучать специально, в таком случае возможны ситуации, когда учащиеся «слушают, но не слышат». Это говорит о несформированности аудитивных умений.
С психологической точки зрения аудирование относится к рецептивному виду речевой деятельности и представляет собой восприятие и понимание речи на слух в момент ее порождения. Процесс понимания речи с психологической точки зрения является обратным процессу порождения речевого высказывания. Он состоит из этапа восприятия готовой системы языковых кодов, имеющих определенное фонематическое, лексико-морфологическое, логико-грамматическое строение, этапа расшифровки этих кодов, этапа понимания общей мысли высказывания.
Гамалей Н.С. выделяет такие умения, как умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в звуковые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, а Елухина Н.В. выделяет умения отделять главное от второстепенного, определять тему сообщения, членить текст на смысловые куски, устанавливать логические связи, выделять главную мысль, воспринимать сообщение в определенном темпе, определенной длительности, до конца без пропусков.
Информация по теме:
Характеристика семьи как социальной структуры общества
Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Ещё античные мыслители уделяли внимание этой проблеме, но к определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческо ...
Экспериментальные методы организации работы в опытных группах
Известно, что те или иные явления могут считаться научными фактами только тогда, когда они способны неоднократно воспроизводиться в экспериментальной обстановке. Педагогический эксперимент как раз и создаёт возможность для подобного воспроизведения изучаемых явлений. Возможность эта является следст ...
Особенности психического и физического развития детей с нарушениями
интеллектуального развития
Дети с нарушениями интеллектуального развития характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие личностных проявлений, и познания. Так ...