Основные механизмы процесса аудирования с точки зрения психологии

Педагогика » Механизм вероятностного прогнозирования в процессе аудирования » Основные механизмы процесса аудирования с точки зрения психологии

Страница 1

В предыдущем разделе было дано психологическое обоснование механизмам аудирования. Далее целесообразным представляется подробнее остановиться на основных механизмах процесса аудирования и его составляющих.

Термин «аудирование» часто употребляется в качестве синонима термину «слушание», однако данные понятия не являются тождественными, поскольку процесс слушания предполагает лишь восприятие звучащей речи на слух. Аудирование, в свою очередь, предполагает не только восприятие, но и активную работу дополнительных механизмов, направленных на восприятие и интерпретацию услышанного. К основным механизмам аудирования относят следующие:

● речевой слух (интонационный и фонематический);

● механизм антиципации (вероятностного прогнозирования);

● механизм оперативной и долговременной памяти.

Также в методической и психологической литературе перечисляются такие механизмы вероятностного прогнозирования, как:

● восприятие;

● механизм идентификации (сличения);

● механизм узнавания

● механизм внутреннего проговаривания.

Остановимся на данных механизмах подробнее.

Механизм восприятия является базовым механизмом аудирования и представляет собой сложный и неоднородный процесс. Процесс восприятия предполагает прием и последующую переработку речевого сообщения. Это означает, что в процессе восприятия человек не просто механически воспринимает звуковую информацию, но и производит акт осмысления воспринимаемого текста. В процессе осмысления человек устанавливает смысловые связи и отношения между услышанными словами.

Одним из условий аудирования является речевой слух, включающий в себя интонационный и фонематический слух. Речевой слух – это способность воспринимать звучащую речь – слышать, слушать, распознавать, интерпретировать фонологические средства языка и соотносить их с нормой. Несформированность речевого слуха приводит к неполному узнаванию элементов текста, к смешению близких по форме слов, к искажению содержания воспринимаемого сообщения.

В процессе восприятия действует механизм внутреннего проговаривания. В процессе многочисленных исследований было установлено, что микроартикуляция происходит не только в процессе слушания иноязычной речи, но и также до начала восприятия, когда в процессе предъявлении установки органы речи уже проявляют минимальную активность.

Следующими механизмами являются механизмы идентификации и узнавания. Эти два механизма невозможно рассматривать отдельно друг от друга, поскольку они неразрывно связаны между собой. Сущность механизмов идентификации (сличения) и узнавания состоит в том, что в процессе восприятия происходит установление сходства между поступающим звуковым сигналом и теми моделями, которые хранятся в памяти человека. Если в процессе идентификации услышанная модель соответствует имеющимуся в памяти образу, происходит узнавание предъявляемых единиц, и, следовательно, понимание смысла сообщения. Также идентификация тесно связана с прошлым опытом человека, с его чувствами и эмоциями.

Особенно следует остановиться на памяти, одном из важнейших механизмов как на русском, а особенно на иностранном языке. Чем лучше она развита у учащихся, тем лучше действуют перечисленные выше механизмы, поскольку они непосредственно соотносятся с ней, либо базируются на ней. С психологической точки зрения общая характеристика памяти включает длительность процесса фиксации, прочность удержания, продолжительность и объем сохранения, полноту и особенности воспроизведения [20, с. 4]. Для анализа аудирования как вида речевой деятельности существенны два вида памяти – оперативная и долговременная (постоянная) память.

Оперативная память – это вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Она обеспечивает удержание поступающей информации на всех этапах процесса восприятия, вплоть до ее перехода в долговременную память. Успешность понимания и интерпретации аудиотекста зависит от способности удерживать в памяти воспринятые отрезки речи. Многочисленные исследования показали, что при однократном восприятии текста на слух в оперативной памяти удерживается от 5 до 9 единиц. Эту особенность необходимо учитывать при отборе текстов для аудирования, а также при составлении заданий, нацеленных на контроль понимания предъявляемого аудиотекста. Также было установлено, что объем памяти зависит от возраста учащихся. Учащиеся младших классов обладают меньшим объемом оперативной памяти, поэтому качество текстов и заданий к ним должно отличаться от текстов и заданий, предъявляемых ученикам старшего возраста. Поскольку память находиться в непосредственной и постоянной связи с процессом мышления, следовательно, с развитием мышления увеличивается и объем оперативной памяти.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Способы проверки домашних заданий
Проверка домашних заданий - это существенный и действующий "канал", связывающий домашнюю работу на уроке, помогающий объединить их в единый учебно-воспитательный процесс. В практике встречаются различные способы проверки домашних заданий: Фронтальная проверка, так можно проверять несложны ...

Предмет «Обществознание»
Обществознание - в РФ учебный предмет в старших классах средней школы, на старших курсах средних специальных учебных заведений. Впервые «Обществоведение» в советской школе было введено в 1920-х гг. прошлого века. Курс интегрировал в себе сведения об истории, экономике и праве, и должно было привить ...

Исторический источник: сущность понятия и классификаций в науке
История, как и все другие науки, решает свои задачи, то есть воссоздает прошлое человеческого общества во всей своей конкретности и многообразии на основе изучения определенных исторических фактов. Особенность исторической науки по сравнению с естественными науками, состоит в том, что конкретные со ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru