Дошкольные программы математического обучения предусматривают ознакомление детей с понятиями величин.
Величина - одно из основных математических понятий возникших как абстракция от числовых характеристик физических свойств.
Вес – это сила, с которой тело, имеющее определенную массу, притягивается к земле. Вес предмета зависит от его массы.
Масса – количество вещества содержащегося в том или ином физическом объекте.
Масса – скалярная величина, так как имеет только количественную оценку.
Масса – это физическое свойство предмета, измеряемое с помощью взвешивания.
Следует различать массу и вес предмета. С понятием вес предмета дети знакомятся в 7 классе в курсе физики, поскольку вес – это произведение массы на ускорения свободного падения.
Терминологическая некорректность, которую позволяют себе взрослые в обиходе, часто путает ребенка, поскольку мы, иногда не задумываясь, говорим: «Вес предмета 4 кг». Само слово «вес». Хотя в физике эти величины различаются:
Масса предмета всегда постоянна – это свойство самого предмета, а вес его меняется в случае изменения силы притяжения (ускорения свободного падения).
Для того чтобы ребенок не усваивал неправильную терминологию, которая будет путать его в дальнейшем в начальной школе, в детском саду следует всегда говорить масса предмета.
Масса - сложная с методической точки зрения категория для организации занятий с дошкольниками: ее нельзя сравнивать на глаз, приложением или измерить промежуточной меркой. Измерить массу можно путем взвешивания, а так же прикладкой на руке «барическое чувство». Однако «барическое чувство» есть у любого человека, и на его использовании можно построить некоторое количество полезных для ребенка заданий, подводящих его к смыслу понятия массы.
Барические (барии (от греч. barys — тяжелый) — первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову «давление») ощущения возникают при непосредственном воздействии предмета на кожные покровы. Множественные чувствительные рецепторы, которыми снабжена рука, воспринимают ощущения тяжести, дифференцируемые и осознаваемые человеком как ощущения веса.
Вес — это количество вещества, определяемое мерой массы. Меры массы (грамм, килограмм, тонна и др.) являются сенсорными эталонами.
«Барическое чувство» возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека. Не случайно, определяя тяжесть предмета, человек как бы «взвешивает» его на ладонях свои рук. Упражнения по сравнению масс предметов способствуют совершенствованию тактильно-кинетического анализатора. Развитию «барического чувства» уделялось значительное внимание в традиционных системах сенсорного воспитания (М.Монтессори) и в практике детских садов 20-30х годов (Ф.Н.Блехер, Л.В.Глаголева, Е.И.Тихеева, Ю.И.Фаусек). в последние годы в связи с пересмотром и разработкой принципиально иных основ сенсорного воспитания интерес к этой проблеме усилился.
Ориентировка в предметах по массе входит составной частью в раздел «величина» программы развития элементарных математических представлений.
Восприятие массы осуществляется с помощью зрительного, тактильного и двигательного анализаторов, между которыми устанавливаются связи в процессе практической деятельности ребенка с предметами. Происходит это уже в раннем возрасте. Так, на втором году жизни ребенок уже воспринимает массу предмета, но его восприятие имеет сугубо локальный и слабо дифференцированный характер: «тяжесть» связана с самим предметом и неотделима от него.
математический дошкольный масса вес
Информация по теме:
Программные требования к сюжетным задачам в 1 классе
Объем изучаемого в 1-м классе по «Программе по математике в 1-4 классах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 100, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (сум ...
Подходы к обучению учащихся обществознанию
Описание педагогического опыта по обозначенной проблеме представляет определенный интерес для работников образования и может быть использовано в качестве методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса с учащимися в рамках нового стандарта образовательной области «Обществоз ...
Сущность воображения как психического процесса
Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него м ...