О составлении опорных сигналов при обобщении знаний

Педагогика » Применение схем-конспектов на уроках химии » О составлении опорных сигналов при обобщении знаний

Страница 1

Одна из актуальных задач обучения — вовек рациональных путей обобщения учебного материала. Обобщение позволяет выделить главное во все увеличивающемся потоке информации, способствует систематизации знаний, развитию мыслительной деятельности учащихся.

Опорный сигнал — это образный план излагаемого материала, система взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и других зрительных опор для мысли. Информацию, представленную в сжатой, образной форме в виде емких, но в то же время простых сигналов) каждый ученик может вслед за учителем легко свертывать и развертывать. Эта операция активизирует мыслительную деятельность, способствуя пониманию и более прочному запоминанию изучаемого материала за счет подключения к произвольной памяти непроизвольной. Так как ОС построен в той же логике, что и предшествующий рассказ учителя, то по нему даже слабоуспевающий учащийся может воспроизвести материал, рассмотренной на уроке.

Обобщающий ОС может включать содержание целой темы и отдельных ее разделов в виде блоков информации, расположенных в определенной последовательности, позволяющей установить логические связи между ними. По мнению психологов, это обеспечивает целостность, логичность и обозримость информации, особенно важные при обобщении/

Опорные сигналы в течение многих лет успешно использует при обучении математике, физике, астрономии и истории донецкий учитель В. Ф. Шаталов. Накоплен некоторый опыт составления и применения ОС также учителями химии — последователями В. Ф. Шаталова.

Известно, что познавательная деятельность включает непосредственное восприятие изучаемого материала, осмысление и запоминание его, применение знаний на практике. Эти процессы протекают эффективнее при сочетании слухового восприятия объяснения учителя со зрительным восприятием различных средств наглядности, одним из которых и является опорный сигнал. При составлении ОС необходимо учитывать, что к условиям оптимальной организации зрительного объекта относят определенное число его элементов, гармоничное сочетание упорядоченности и неупорядоченности, определенности и неопределенности их. Остановимся подробнее на каждом из этих условий.

Число объектов (в данном случае блоков конспекта) должно быть небольшим (не более семи). При увеличении числа их (раздражителей) уровень возбудимости в соответствующих участках зрительного анализатора уменьшается, а в связи с этим ухудшается и восприятие изучаемого материала.

Переутомление нервной системы может быть вызвано и воздействием неупорядоченных, хаотичных объектов, впрочем, так же, как и чрезмерно упорядоченных (обычных таблиц, диаграмм, нередко перегруженных цифровыми и текстовыми данными). Баланс упорядоченности и хаотичности в ОС достигается сочетанием четкого деления учебного материала на смысловые блоки и строгой логики расположения информации внутри них с произвольной геометрической формой и размерами блоков.

Важно учитывать, что главным стимулом умственных усилий школьника служит не столько конечная цель обучения — овладение знаниями, сколько сам характер умственного труда с его интеллектуальными затруднениями, разрешение которых вызывает положительные эмоции, способствующие активизации мыслительной деятельности. Интеллектуальные затруднения на ОС могут быть созданы при использовании условных знаков, образов, привлекающих внимание учащихся.

Основные этапы составления ОС:

1. Анализ учебной программы по данной теме. Отбор основного содержания ее, структурирование на разделы (выделение блоков информации),

2. Вычленение опорных понятий (знаний) в каждом блоке, изображение их в сжатой, образной форме в виде общепринятых или специально придуманных простых и емких знаков (символов, рисунков), с которыми ассоциируется содержание понятий. При этом не следует увлекаться деталями, усложнять рисунки. Наоборот, лучше придать им простые очертания. Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Есть ли будущее у раздельного обучения
Сегодня в России раздельное обучение существует на базе городских экспериментальных площадок – ГЭП. Ребята учатся не в разных школах (отдельно для мальчиков, отдельно для девочек), а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Именно такая форма позволяет избегать недостатков раздельн ...

Труд в природе детей старшего дошкольного возраста – как метод сенсорного воспитания
Разнообразный труд в природе - это, пожалуй, самый интересный вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста. В процессе труда в природе у детей воспитывается любовь и бережное отношение к природе. У детей развивается интерес к трудовой деятельности в целом, а также сознательное и ответст ...

Современное состояние практической компьютеризации процесса обучения
Определить состояние дел в той или иной сфере деятельности всегда достаточно трудно. Однако в таком вопросе, как компьютеризация, есть один легко учитываемый фактор, который достаточно ясно может охарактеризовать картину в целом. Это - показатель технической обеспеченности, другими словами - наличи ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru