О составлении опорных сигналов при обобщении знаний

Педагогика » Применение схем-конспектов на уроках химии » О составлении опорных сигналов при обобщении знаний

Страница 2

3. Компоновка закодированных понятий в блоки. Выбор геометрической формы для оформления каждого блока. Отдельные блоки информации должны быть обведены четким контуром и отличаться друг от друга не только формой (обычно неправильной), но и размерами.

4, Размещение блоков информации на плакате в логической последовательности в соответствии с их содержанием. Между блоками должно оставаться достаточное пространство, что способствует более четкому зрительному вычленению их.

5, Решение цветовой гаммы ОС. Необходимо, чтобы блоки отличались друг от друга цветом. Если ОС выполнен в черно-белом варианте (например, черным на белом фоне), то затем можно тонировать фон каждого блока.

В качестве примера рассмотрим структуру двух обобщающих ОС2.

I. Кислород. Оксиды

Основное содержание ОС в соответствии с программой VII класса: кислород — химический элемент (химический знак, относительная атомная масса, валентность, распространение в природе); кислород — простое вещество (химическая формула, физические и химические свойства, оксиды); получение и биологическая роль кислорода, его применение.

Исходя из содержания, можно выделить следующие блоки ОС: 1- Кислород — химический элемент; 2. Получение кислорода; 3. Физические свойства кислорода; 4. Химические свойства кислорода. Оксиды. 5. Применение кислорода,

В блоке I опорного плаката изображен химический знак кислорода; цифры внутри него соответственно обозначают относительную атомную массу, распространенность в природе и валентность элемента в соединениях.

Стрелки от химического знака указывают, на формулы сложных веществ, в состав которых входит кислород, и формулу простого вещества 02, крупно написанную в центре ОС и связанную с блоками: 2. Получение кислорода; 3. Физические свойства кислорода; 4. Химические свойства кислорода.

Химический знак кислорода во всех блоках выделен жирным шрифтом.

В блоке 2 схематично даны сведения о способах получения кислорода в лаборатории (разложение кислородсодержащих веществ) и в промышленности. Изображение зеленого листа напоминает о роли растений в круговороте кислорода в природе.

Изучая физические свойства кислорода, школьники должны усвоить, что кислород при обычных условиях — газ без цвета, вкуса и запаха, немного тяжелее воздуха, растворимость кислорода в воде невелика. В соответствии с этим в блоке 3 написано слово «газ» и далее перечеркнутые буквы Ц, В, 3 (газ без цвета, вкуса, запаха). Ниже показаны способы собирания кислорода в лаборатории, основанные на его плотности и малой растворимости в воде, достаточной, однако, для поддержания в ней жизни, о чем напоминает изображение рыбки.

В блоке 4 выделены опорные понятия «окисление», «оксиды». Схемы взаимодействия кислорода с простыми и сложными веществами, а также формулы оксидов представлены в общем виде.

Обобщение знаний учащихся о применении кислорода целесообразно проводить на основе красочной схемы, помещенной в учебнике. В связи с этим нет необходимости включать в ОС соответствующий блок,

П. Типы кристаллических решеток

Главная цель опорного плаката — акцентировать внимание учащихся на причинно-следственной связи между строением вещества и его свойствами. Свойства веществ в твердом состоянии зависят от типа кристаллической решетки (прежде всего от того, какие частицы находятся в ее узлах), что, в свою очередь, обусловлено типом химической связи в данном веществе. Эта важнейшая мысль подчеркивается длинной красной стрелкой, внутри которой написано «Химическая связь». Стрелка направлена к фрагменту кристаллической решетки, а от него — к слову «Свойства». От главной стрелки отходят более мелкие к четырем блокам, соответствующим типам кристаллических решеток: ионной, молекулярной, атомной, металлической. В каждом блоке сохраняется одинаковая логическая последовательность: тип химической связи тип кристаллической решетки, свойства вещества. Блоки имеют различную форму, размеры и цвет и окаймлены четким контуром.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Анализ развития идеи народной педагогики в истории Казахстана
Народная педагогика Казахстана представляла собой синтез педагогической мысли, опыта и традиции разных этнических компонентов, из которых формировались народы этого региона. Народные педагоги располагали многочисленными средствами, методами и приемами воспитания, подготовки подрастающего поколения ...

Обзор изменений в образовательной и правовой сфере при реализации курса «ОРКиСЭ»
Изучение национальной культуры и религиозных традиций российского социума является одной из задач нашего государства – осознание человеком своей этнической и культурной идентичности необходимо для отождествления себя с обществом, в котором он родился и вырос. Поскольку Россия исторически объединила ...

Описание опытно-экспериментальной работы по применению игры в работе с дошкольниками
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе подготовительной группы ясли-сада №6 г. Орши. Данную группу посещало 9 детей (3 мальчика и 6 девочек). С детьми было проведено исследование по определению уровня развития детей от 14.03.06г., коррекционная работа по развитию детей (данная работа п ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru