Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможности решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Различают несколько видов занятий:
- комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).
- комплексное – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует , а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.
- интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).
Наиболее активными приемами в интегрированном занятии являются:
- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
- проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.;
- Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Примерная структура занятия:
1.Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения
2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Критерии оценки эффективности интегрированного занятия.
1. Качество знаний по теме (направлению и др.): полнота, правильность, осознанность.
2. Умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов.
3. Отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию.
Специфика анализа состоит в следующем:
1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.)
2. Содержание и компоненты интеграции. Какие разделы программы в нее входят? Каково сочетание старых, классических, новых, основных и дополнительных разделов (парциальных программ) в процессе интеграции?
3. Направление и объем интегрируемых разделов, в чем он выражается:
- в создании нового раздела (программы);
- цикла (блока) периодически повторяемых занятий;
- единичных интегративных занятий.
4. Уровень (стадия) интеграции содержания в разделе или на занятии:
5. Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.
6. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)?
Информация по теме:
Занимательный материал в организации трудового
обучения и воспитания
Основной сферой деятельности детей до 7 — 8 лет является игра. Как важное средство воспитания, она значительное место занимает и в народной педагогике: « .Игры для детей — серьезное занятие, своего рода уроки, готовящие к труду . Игровая деятельность порою сливается с трудовыми праздниками и входит ...
Влияние занятий с тяжестями на различные стороны физического состояния детей,
подростков и юношей
Многочисленные исследования показали, что максимальная сила кисти и предплечья с возрастом увеличивается. Наибольший прирост ручной силы происходит в среднем или старшем школьном возрасте. Различия между силой правой и левой руки у детей до 13—14 лет недостоверны. Начиная с 14—15 лет, разница между ...
Проведение исследования с помощью компьютерной игры «Игры для
Тигры» и традиционных методик в детском саду и их результаты
При проведении эксперимента мы разделили детей на две группы. С первой группой проводились занятия с использованием компьютера, а занятия со второй группой проводились с помощью традиционных методик. В своей работе мы использовали компьютерную программу «Игры для Тигры», которая была построена на о ...