В качестве базисной основы содержания трудового обучения в начальных классах средних школ взято ознакомление с декоративно-прикладным творчеством своего народа. Народное искусство открывает человеку его прошлое, знакомит с представлениями о прекрасном, эстетическим опытом предшествующих поколений, их стремлениями, мечтами, идеалами, традициями, передает духовную культуру прошлого своего народа. Как ничто другое, оно несет в себе заряд национальных особенностей и незаменимо в плане этнокультурного развития. Знакомство в яркой и доступной форме с народным искусством в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся развивает у них художественный вкус, вырабатывает потребность ориентироваться на духовные ценности своего народа.
Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Младшим школьным возрастом считается возраст детей примерно от 6 -7 до 10-11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы.
Первые годы обучения в школе - годы заметного развития интересов. Основной из них - интерес познавательный; это жажда познания окружающего мира, стремление узнавать все больше и больше. Вот некоторые вопросы, которые задают младшие школьники: «Откуда дует ветер?», «Почему самолеты не падают?», «Когда умерли динозавры?», «Может ли солнце погаснуть?»
В связи с развитием интересов и склонностей начинают формироваться и способности школьников. Выделяются ученики, проявляющие относительно высокий уровень способностей к математике, музыке, рисованию, литературному творчеству.
В этот период значительная часть времени и энергии детей направляется на приобретение новых знаний и навыков. Это возраст, когда будущий взрослый человек учится социальным и техническим основам трудовой деятельности.
Основными задачами приобщения учащихся начальных классов к сибирскому костюму являются:
развитие образного, аналитического, абстрактного, логического, технического и технологического мышлений;
развитие эстетического вкуса, интеллекта;
развитие зрительной памяти, монологической речи;
ознакомление с основными видами народного прикладного искусства, раскрытие их истоков, характерных особенностей и уровня развития на современном этапе;
раскрытие основных принципов формообразования, цветосочетания, композиции, используемых в народном творчестве;
вооружение доступными сведениями о происхождении народа и его культуре, трудовых обычаях, традиционных промыслах и занятиях;
ознакомление учащихся с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, связанное с народным костюмом.
развитие у детей творческих способностей, воображения, художественного вкуса, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса к прикладному творчеству.
В результате включения в программу трудового обучения материала о народном сибирском костюме младшие школьники должны научиться:
анализировать различные виды и формы народного костюма и называть их отличительные признаки;
применять основные приемы формообразования, цветосочетания, композиции, свойственные народному костюму;
Информация по теме:
Развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
С целью повышения уровня развития речи, нами был разработан сборник сюжетно-ролевых игр, которые были направлены на обогащение активного словаря детей и развитие связной речи. Игры были отобраны с учетом возрастных возможностей и интересов детей. Данные игры проводились с детьми в течение 3 месяцев ...
Эффективность применения домашних заданий на уроках
физической культуры
В сентябре 2001 г. нами были протестированы учащиеся 8 а класса по тестам, которые входят в комплексную программу физического воспитания учащихся 1-11 классов. По списку в этом классе 23 учащихся, из них 5 учащихся занимаются в специальной медицинской группе, один - на домашнем обучении. Всего тест ...
Компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи
Компьютерная программа «Игры для тигры» Компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" предназначена для коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над формированием просодических ком ...