Использование традиций костюма русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии

Педагогика » Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая » Использование традиций костюма русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии

Страница 5

Теперь давайте попробуем завязать шаль (платок) так, как это делали девушки в те далекие времена.

(Каждая ученица получает платок и пытается завязать так, как объясняет учитель)

У.: А теперь давайте разберемся, как вы повязали платок: правильно или неправильно.

У.: Хочу обратить ваше внимание на то, что все эти способы завязывания девичьих уборов, относилось к так называемым «большим девушкам», то есть тем, которым уже исполнилось 15-17 лет. Девочки младшего возраста не носили никаких особых головных уборов.

Смена девичьего убора на женский сопровождалась особыми обрядами, которые носили название «окручение» или «скручивание», которые имели своей целью обезвредить (закрыть) волосы невесты, вернее, заключенную в них магическую силу, опасную для рода мужа. Обряд «окручение» заключался в том, что одну девичью косу расплетали и заплетали две, что значило перемену судьбы, то есть, как бы говорилось, что «их стало двое», «жизнь разделилась надвое». Эти косы обертывали вокруг головы, перекрещивая спереди (на затылке не полагалось).

Любопытно, что крестьянки для обозначения верхнего, большего, платка общерусскими терминами «платок» или «плат» обычно не пользовались, а больше употребляли названия, образованные от вида ткани – «кашамирки» (из кашемира), «золотополие» (затканные серебряной и золотой канителью шелковые платки). Также широко употреблялись такие названия как «шаль» и «полушалок».

У.: Как вы поняли на основании завязывания платков девичьим способом, способы ношения платков и шалей были довольно разнообразны. Из них наиболее древними считается набрасывание отреза ткани или платка на голову, не завязывая его.

(Педагог показывает, как это делается и ученики повторяют)

У.: Но, кроме того, что этот верхний платок накидывался, под него надевался другой платок, который завязывался разными способами, в зависимости от того, в какой местности проживали крестьянки.

3. Итог урока.

У.: Сегодня мы познакомились с различными способами завязывания платка у крестьянок Южного Алтая. Так как сегодня это не очень распространено, особенно, в городе, то можно сказать, что для вас это совершенно новые знания. Давайте проверим, как вы запомнили то, о чем мы говорили, и что делали.

Как у русских крестьянок Южного Алтая назвались платки?

Чем прическа девушки отличалась от прически замужней женщины?

В каком возрасте начинали повязывать платки?

4. Домашнее задание: Расспросите своих бабушек или мам, может быть, они помнят, как завязывали платки их бабушки или прабабушки. На следующем занятии вы можете показать, как они это делали.

Конспект занятия на тему: «Аппликация. Работа по шаблону, образцу, представлению» (11 неделя)

Цели занятия:

дать первоначальные сведения об истории лоскутного шитья;

пробудить интерес к народному костюму крестьян Южного Алтая;

развивать творческое мышление, воображение и эстетический вкус;

воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность, любовь к традициям прошлого.

Задачи занятия:

развитие индивидуальности, творческих способностей личности;

умение самостоятельно конструировать свои знания;

через предметный мир осмыслить и полюбить художественную культуру народа;

развитие интереса к народному искусству, формирование художественного вкуса;

трудовое воспитание и нравственное воспитание;

этнохудожественное воспитание детей.

Ход урока:

1. Организационный момент: проверка готовности к уроку. Каждый в рабочей форме на столе у каждого: набор мотивов, нитки, ножницы, булавки, наперстки, технологические карты, памятки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по теме:

Психологические механизмы развития субъективного отношения к природе
Выделим несколько особенностей, характеризующих этот процесс как систему. От перцептивно-эмоционального к практическому каналу возрастает роль сознательной регуляции человеком процесса формирования отношения к объектам природы. Если в перцептивно-эмоциональном канале воздействие релизеров связано в ...

Внеурочное направление политологического подхода при изучении обществознания
Здесь следует вести речь об участии школьников в учебно-исследовательской деятельности, т.е. о научных работах учащихся – рефератах. Ежегодно по линии Избиркома в городе объявляется конкурс работ учащихся по вопросам избирательного права и избирательной системы. Старшеклассники школы принимают в не ...

Взаимосвязь формирования речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики
Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов. Джордано Бруно Уровень формирования мелкой моторики — один из показателей интеллектуального развития ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развит ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru