Использование традиций костюма русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии

Педагогика » Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая » Использование традиций костюма русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии

Страница 5

Теперь давайте попробуем завязать шаль (платок) так, как это делали девушки в те далекие времена.

(Каждая ученица получает платок и пытается завязать так, как объясняет учитель)

У.: А теперь давайте разберемся, как вы повязали платок: правильно или неправильно.

У.: Хочу обратить ваше внимание на то, что все эти способы завязывания девичьих уборов, относилось к так называемым «большим девушкам», то есть тем, которым уже исполнилось 15-17 лет. Девочки младшего возраста не носили никаких особых головных уборов.

Смена девичьего убора на женский сопровождалась особыми обрядами, которые носили название «окручение» или «скручивание», которые имели своей целью обезвредить (закрыть) волосы невесты, вернее, заключенную в них магическую силу, опасную для рода мужа. Обряд «окручение» заключался в том, что одну девичью косу расплетали и заплетали две, что значило перемену судьбы, то есть, как бы говорилось, что «их стало двое», «жизнь разделилась надвое». Эти косы обертывали вокруг головы, перекрещивая спереди (на затылке не полагалось).

Любопытно, что крестьянки для обозначения верхнего, большего, платка общерусскими терминами «платок» или «плат» обычно не пользовались, а больше употребляли названия, образованные от вида ткани – «кашамирки» (из кашемира), «золотополие» (затканные серебряной и золотой канителью шелковые платки). Также широко употреблялись такие названия как «шаль» и «полушалок».

У.: Как вы поняли на основании завязывания платков девичьим способом, способы ношения платков и шалей были довольно разнообразны. Из них наиболее древними считается набрасывание отреза ткани или платка на голову, не завязывая его.

(Педагог показывает, как это делается и ученики повторяют)

У.: Но, кроме того, что этот верхний платок накидывался, под него надевался другой платок, который завязывался разными способами, в зависимости от того, в какой местности проживали крестьянки.

3. Итог урока.

У.: Сегодня мы познакомились с различными способами завязывания платка у крестьянок Южного Алтая. Так как сегодня это не очень распространено, особенно, в городе, то можно сказать, что для вас это совершенно новые знания. Давайте проверим, как вы запомнили то, о чем мы говорили, и что делали.

Как у русских крестьянок Южного Алтая назвались платки?

Чем прическа девушки отличалась от прически замужней женщины?

В каком возрасте начинали повязывать платки?

4. Домашнее задание: Расспросите своих бабушек или мам, может быть, они помнят, как завязывали платки их бабушки или прабабушки. На следующем занятии вы можете показать, как они это делали.

Конспект занятия на тему: «Аппликация. Работа по шаблону, образцу, представлению» (11 неделя)

Цели занятия:

дать первоначальные сведения об истории лоскутного шитья;

пробудить интерес к народному костюму крестьян Южного Алтая;

развивать творческое мышление, воображение и эстетический вкус;

воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность, любовь к традициям прошлого.

Задачи занятия:

развитие индивидуальности, творческих способностей личности;

умение самостоятельно конструировать свои знания;

через предметный мир осмыслить и полюбить художественную культуру народа;

развитие интереса к народному искусству, формирование художественного вкуса;

трудовое воспитание и нравственное воспитание;

этнохудожественное воспитание детей.

Ход урока:

1. Организационный момент: проверка готовности к уроку. Каждый в рабочей форме на столе у каждого: набор мотивов, нитки, ножницы, булавки, наперстки, технологические карты, памятки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по теме:

Исторические аспекты возникновения урока как организационных форм обучения
Можно было бы и дальше цитировать бесчисленное количество высказываний ученых характеризующих урок с различных сторон, с различных точек зрения. И все их авторы по – своему правы, ибо оценить такую сложнейшую систему, как урок, во всей её многогранности и многоаспектности через ракурс какой – либо ...

Характеристика основных составляющих культуры умственного труда
Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил ...

Составные задачи на нахождение цены, количества, стоимости
№67. Винтик и Шпунтик купили 6 наборов шурупов по 3 рубля каждый. и столько же наборов винтиков по 2 рубля каждый. Сколько денег они заплатили? Решение 6 наборов шурупов – по 3 рубля 6 наборов винтиков – по 2 рубля Всего заплатили -? 1) Вычисляем сколько денег Винтик и Шпунтик заплатили за шурупы: ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru