Использование традиций костюма русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии

Педагогика » Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая » Использование традиций костюма русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии

Страница 8

Рубаха могла состоять из двух частей, которые в разных губерниях назывались по-своему. Так, верхнюю часть называли “рукава”, “воротушка”, грудка и делали из тонкой ткани, а нижнюю – “подставку”, “стан” – из домотканины.

В северных и центральных губерниях рубахи украшали своеобразной вышивкой, изящным орнаментом, имеющим графический характер.

С сарафаном часто носили передники с завязкой выше груди либо передник с грудкой (нагрудкой) с завязками на талии и шее. Передники украшались вышивкой, которая имела характер оберега.

Обязательной деталью костюма, как женского, так и мужского был пояс. Им подпоясывались женские рубахи и сарафаны, верхняя одежда. Пояс служил не только украшением. Он играл и практическую роль. В подпоясанной одежде было теплее; на поясе женщины крепили сумочки, гребни, ключи и пр. Кроме этого, пояс, по народным поверьям, имел магическую силу: он выполнял роль оберега, защищая человека от злых духов. Потерять пояс означало навлечь на себя большие неприятности; распоясать его – означало обесчестить себя.

Более распространенными были плетенные и тканые пояса различной ширины. Пояс чаще завязывали, а не подтыкали, поэтому спадающие концы отделывали кистями, бахромой, помпонами из шерстяных нитей. Носили его под грудью (в женских костюмах с передником, сарафаном) или на талии. Пояс, обернутый вокруг фигуры, чаще всего завязывали сбоку, иногда – спереди или сзади.

Бережное отношение крестьян Южного Алтая к своей одежде подтверждается также и тем, что в особо праздничных сарафанах не только не садились за стол, но даже и не присаживались на лавку – боясь запачкать или помять столь тяжело доставшийся наряд. На свадьбе невесту в самом дорогом сарафане под руки выводили к гостям, после чего ее уводили и переодевали в менее дорогой, в котором она могла уже сесть за стол. Детские вещи шили на “вырост” и передавали от старших к младшим. Зачастую старую одежду взрослых перешивали на детей. Даже совсем изношенные вещи не выбрасывали – берегли на заплаты. Льняные вещи стирали золой и мылом. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе – хранили аккуратно сложенными в сундуках или в больших коробах из липы.

Крой определял силуэт одежды и архитектонику крестьянского костюма Южного Алтая. Практичность кроя народной одежды проявлялась и в ее безразмерности – благодаря значительной объемности форм она подходила людям самой разной комплекции.

Искусство костюма как процесс отражения действительности располагает определенной системой условных знаков в виде форм, линий, цветов и т.п. С точки зрения культуры костюм можно рассматривать как некоторый текст, написанный особым языком. Язык – это, прежде всего, смысловая сфера, и знаки языка есть смысловые знаки, а свой смысл они получают от тех предметов, которые они обозначают.

Цель символической системы костюма – передать информацию от мастерицы к зрителю. В начале XIX века создатели вышивок еще помнили смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров. Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парни выбирали в провожатые старых женщин, и те, показывая им вышитые девушками передники и подолы рубах, поясняли смысл узоров. Язык народной вышивки Южного Алтая – это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют нитка и холст. Понятие “писать” в древности имело значение “украшать” и изображать.

Домашняя вышивка в деревне была всецело женским уделом. Многие вышитые изделия поражают техническим совершенством исполнения, богатством и разнообразием узорочья.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Информация по теме:

Технология анализа произведений в их родовой специфике
Теперь, после того как сложилось представление об основных родах литературы, их задачах и особенностях, можно говорить более детально о технологии анализа художественных произведений разных литературных родов. Анализ эпического текста Сюжет является основой эпического текста, он его цементирует. Ра ...

Организация занятий методом круговой тренировки
После ознакомления с упражнениями комплекса, я приступаю к тестированию – определению максимального теста . По команде все занимающееся начинают выполнять 1-е упражнение в быстром темпе. Продолжительность упражнения 30 секунд. Во время перерыва занимающиеся записывают выполненное количество повторе ...

Технические средства обучения
Современные технические средства позволяют убедительно и доходчиво в короткий отрезок времени раскрыть содержание сложных явлений, способствуют активизации познавательной деятельности студентов. Эксперимент, анализ опыта работы преподавателей показали, что систематическое использование современных ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru