Общие методы исследования

Страница 1

Проведение исследования состоит в использовании выбранных методов как способов разрешения поставленных задач.

Как отмечается в научной литературе, необходимо чётко различать методы науки и методы практической деятельности, основанной на положениях этой науки.

Метод – в широком смысле – это способ подхода к действительности. Метод – это способ познания, изучения, исследования явлений природы и общественной жизни, способ достижения какой – либо цели, решения задачи. Действительное познание – это процесс перехода от незнания к неполному знанию, а от него – к знанию, более полному. Это процесс непрерывного стремления к истине. Всякий процесс познания независимо от того, в какой сфере человеческой деятельности он протекает подчиняется наиболее общим законам познания – законам диалектики, выражающим самые общие и существенные связи и отношения объективной действительности. Поскольку законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи любой форме движения всей материи – развитию природы, общества, мышления, - поскольку диалектический метод является единственным всеобщим методом познания, равно применимым во всех разновидностях процесса познания и в науке, и в практике. По этому поводу Н.Х. Вахтомин пишет: "Законы, раскрываемые конкретной наукой, относятся только к данной форме движения материи и не распространяются на другую Наряду с этим есть законы, которые относятся ко всем без исключения формам движения материи, да и не только материи. Они одновременно являются и законами познания… Наиболее полное, всестороннее и глубокое научное выражение эти законы получили в диалектике".

Будучи всеобщим методом познания, диалектический метод представляет вместе с тем и всеобщий метод. Всё, относящееся к роли и значению диалектического метода в качестве всеобщего метода научных исследований, может быть распространено и на его роль в теории физического воспитания. Признание всеобщего значения диалектики не исключает других научных методов познания. Научный метод – сам по себе постоянно развивающийся процесс, который должен соответствовать не только предмету познания, но и изменяющимся условиям данной разновидности познания, должен учитывать развитие технических средств познания. Общая методология не может следовать за изменениями деталей предмета познания. Необходимы специальный подход к изучению конкретного предмета, специфически приспособленные методы исследования, получения, накопления, переработки и исследования информации.

Следовательно существуют общие, частные и специальные методы познания, кроме всеобщего метода, как в сфере науки, так и в сфере практической деятельности.

Под общим методом исследования следует понимать систему определённых приёмов, правил, рекомендации по изучению конкретных объектов, явлений, предметов, фактов.

При этом под изучением понимается как чувственное, так и рациональное познание, а под объектами – предмет исследования. Приёмы, правила, рекомендации по исследованию объектов – это обобщённое выражение практики подобных исследований.

Существуют следующие общие методы познания: а) наблюдение; б) измерение; в) описание; г) сравнение; д) эксперимент; е) моделирование и др. Все эти общенаучные познавательные методы, теоретически осмыслены философией и некоторыми другими науками. В зависимости от специфических особенностей данной разновидности процесса познания частные методы приобретают те или иные характерные черты. Общие методы составляют второе звено в системе методов. Третья часть – это так называемые частные методы.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Проблема определения тотальных размеров тела у детей и подростков
Как правило, в педагогической практике физическое развитие ребёнка оценивается, главным образом, по изменениям с возрастом тотальных размеров тела (рост, вес и окружность грудной клетки). Исследования в этой области позволили установить, что наиболее интенсивный прирост в морфологическом развитии р ...

Развитие отношения к природе в процессе онтогенеза
Поскольку непрагматизм является одной из основ экоцентрического типа экологического сознания, то важнейшее значение для педагогического процесса экологического образования имеет онтогенетическая периодизация типов субъективного отношения непрагматической модальности. В целом, в онтогенезе субъектив ...

Методические основы изучения табличного умножения и соответствующих случаев деления
Первоначальное изучение умножения и деления целесообразно осуществлять в следующей последовательности трех циклов задач (по три задачи в каждом цикле): I цикл: а,б) умножение при постоянном множимом и деление по содержанию (совместно); в) деление на равные части. II цикл: а,б) уменьшение и увеличен ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru