Виды дидактических поисковых моделей обучения

Страница 1

С позиции теории деятельности диалогическое общение является важнейшей составляющей современного обучения. Диалог задает контекст совместной учебной деятельности, в котором происходит развитие субъекта этой деятельности, учащегося. Применительно к школе, ключевым для понимания роли диалогического общения является тезис: развивается не ребенок, а единство ребенка со взрослым. Важным признаком и составной частью поискового обучения является его социальный (социально-психологический) характер; особое значение приобретает связанная с учебным поиском коммуникативно-диалоговая деятельность, общение учащихся друг с другом и с учителем. Особое значение для соответствующих дидактических поисков приобретает использование моделирования жизненной реальности в учебной обстановке (предметная и ролевая имитация).

Важнейшими видами деятельности, с которыми связаны дидактические поиски в рамках поисковой ориентации, являются: систематическое (логически выстроенное) исследование – решение проблем, дискуссионная (коммуникативно-диалоговая) деятельность, игровая имитация и моделирование.

Игра представляет собой сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований. Среди них особое место принадлежит вопросу об использовании игры в учебных целях. Игру в плане обучения как целенаправленной деятельности понимают как деятельность, подчиненная достижению заранее намеченного игрового результата.

Учебные игры наряду с задачами иллюстрации, положительной эмоциональной окраски обучения приобрели все большую содержательную, познавательную насыщенность, связанную с усилением используемого в них имитационного моделирования.

Обучающие игры представляют собой синтез релаксопедических подходов (снятие барьеров, психологическое раскрепощение) и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им роли в соответствии с поставленными целями.

Результатом игр поискового характера должны быть реальные проекты преобразований, исследования и выводы по спорным подходам. Непосредственная эмоциональная включенность в ситуацию, состязательность и коллективизм в поиске лучших решений, возможность широкого варьирования ситуаций, овладение новыми методиками непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировка интуиции и фантазии, развитие импровизационных возможностей и умения быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства – вот все то, что достигается при использовании игровой модели. Однако в силу ограниченности времени рекомендуется использовать отдельные игровые ситуации или фрагменты.

Учебные игры наряду с задачами иллюстрации, положительной эмоциональной окраски обучения приобрели большую содержательную, познавательную насыщенность, связанную с усилением используемого в них имитационного моделирования (что не отменяет присущей игре состязательности).

В отличие от игровой деятельности целенаправленная игра содержит помимо цели момент состязательности.

Обучение исследованию: дидактическая модель систематического сбора данных выдвижения и проверки гипотез

На протяжении всего учебного процесса учитель побуждает детей к исследованию, доброжелательно и заинтересованно реагирует на все высказывания, обращает особое внимание на то, чтобы фактические сведения не заслоняли собой главного — атмосферы познавательного поиска, исследования как инструмента познания мира.

Дидактическая модель первоначально создавалась в ходе дидактических экспериментов группой американских психологов и педагогов под руководством Дж. Зухмана в 1950 — середине 60-х гг. Идея модели состояла в том, что она представляет собой "не новый способ преподавания, но способ обучения основным познавательным умениям, которые так же важны для развития детей, как чтение и арифметика". В середине 60-х гг. эта дидактическая модель была развернута в программе преподавания физики в младшей средней школе; затем она получила известность и стала применяться в разных странах мира.

Отправной точкой при работе по этой модели является парадоксальная ситуация, порождающая познавательный конфликт. Естественное любопытство дает первый толчок исследовательской любознательности. После демонстрации дети могут задавать учителю вопросы.

Однако по вводимым учителем правилам "запрещается" задавать вопросы, предполагающие объяснение явлений со стороны учителя. "Разрешены" вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет". Таким образом, каждый вопрос содержит в себе некоторую гипотезу. Сведения, получаемые от учителя, служат проверке самостоятельно выдвинутой гипотезы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Роль инноваций в развитии школы
После того, как руководитель всесторонне проанализировал ситуацию в школе, определил, какие результаты работы школы необходимо улучшить, у него, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, ...

Содержание учебного материала – стержень урока
Содержание учебного материала - это тот фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися. Оно выступает в качестве своеобразной материальной основы урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность учеников. Основу содержания учебного материала состав ...

Задачи со сказочными персонажами в 4 классе, решаемые с применением метода пропорций и алгебраического метода
№76. Старичок-лесовичок попросил за себя подежурить в лесу 126 зайчат и 189 белочек. Как только он заснул, 299 зверят разбежались. Сколько всего зверят остались на дежурстве в лесу? Решение Было – (126 + 189) зверят Убежало – 299 зверят Осталось – х зверят. а) арифметический способ решения 1) Вычис ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru