Виды дидактических поисковых моделей обучения

Страница 1

С позиции теории деятельности диалогическое общение является важнейшей составляющей современного обучения. Диалог задает контекст совместной учебной деятельности, в котором происходит развитие субъекта этой деятельности, учащегося. Применительно к школе, ключевым для понимания роли диалогического общения является тезис: развивается не ребенок, а единство ребенка со взрослым. Важным признаком и составной частью поискового обучения является его социальный (социально-психологический) характер; особое значение приобретает связанная с учебным поиском коммуникативно-диалоговая деятельность, общение учащихся друг с другом и с учителем. Особое значение для соответствующих дидактических поисков приобретает использование моделирования жизненной реальности в учебной обстановке (предметная и ролевая имитация).

Важнейшими видами деятельности, с которыми связаны дидактические поиски в рамках поисковой ориентации, являются: систематическое (логически выстроенное) исследование – решение проблем, дискуссионная (коммуникативно-диалоговая) деятельность, игровая имитация и моделирование.

Игра представляет собой сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований. Среди них особое место принадлежит вопросу об использовании игры в учебных целях. Игру в плане обучения как целенаправленной деятельности понимают как деятельность, подчиненная достижению заранее намеченного игрового результата.

Учебные игры наряду с задачами иллюстрации, положительной эмоциональной окраски обучения приобрели все большую содержательную, познавательную насыщенность, связанную с усилением используемого в них имитационного моделирования.

Обучающие игры представляют собой синтез релаксопедических подходов (снятие барьеров, психологическое раскрепощение) и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им роли в соответствии с поставленными целями.

Результатом игр поискового характера должны быть реальные проекты преобразований, исследования и выводы по спорным подходам. Непосредственная эмоциональная включенность в ситуацию, состязательность и коллективизм в поиске лучших решений, возможность широкого варьирования ситуаций, овладение новыми методиками непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировка интуиции и фантазии, развитие импровизационных возможностей и умения быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства – вот все то, что достигается при использовании игровой модели. Однако в силу ограниченности времени рекомендуется использовать отдельные игровые ситуации или фрагменты.

Учебные игры наряду с задачами иллюстрации, положительной эмоциональной окраски обучения приобрели большую содержательную, познавательную насыщенность, связанную с усилением используемого в них имитационного моделирования (что не отменяет присущей игре состязательности).

В отличие от игровой деятельности целенаправленная игра содержит помимо цели момент состязательности.

Обучение исследованию: дидактическая модель систематического сбора данных выдвижения и проверки гипотез

На протяжении всего учебного процесса учитель побуждает детей к исследованию, доброжелательно и заинтересованно реагирует на все высказывания, обращает особое внимание на то, чтобы фактические сведения не заслоняли собой главного — атмосферы познавательного поиска, исследования как инструмента познания мира.

Дидактическая модель первоначально создавалась в ходе дидактических экспериментов группой американских психологов и педагогов под руководством Дж. Зухмана в 1950 — середине 60-х гг. Идея модели состояла в том, что она представляет собой "не новый способ преподавания, но способ обучения основным познавательным умениям, которые так же важны для развития детей, как чтение и арифметика". В середине 60-х гг. эта дидактическая модель была развернута в программе преподавания физики в младшей средней школе; затем она получила известность и стала применяться в разных странах мира.

Отправной точкой при работе по этой модели является парадоксальная ситуация, порождающая познавательный конфликт. Естественное любопытство дает первый толчок исследовательской любознательности. После демонстрации дети могут задавать учителю вопросы.

Однако по вводимым учителем правилам "запрещается" задавать вопросы, предполагающие объяснение явлений со стороны учителя. "Разрешены" вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет". Таким образом, каждый вопрос содержит в себе некоторую гипотезу. Сведения, получаемые от учителя, служат проверке самостоятельно выдвинутой гипотезы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Язык программирования HTML и его основные понятия
HTML (от англ. HyperText Markup Language — "язык разметки гипертекста") — стандартный язык разметки документов во Всемирной паутине. Большинство WEB-страниц создаются при помощи языка HTML (или XHTML). Язык HTML интерпретируется браузерами и отображается в виде документа. HTML является пр ...

Культура и традиции нравственности «Домостроя»
Вся нравственность и вырастает из чувства стыда, — эти слова В. С. Соловьева вполне отражают содержательную сущность средневекового Домостроя. Стыду присуще формальное начало долга, и только исполненный долг ведет к благу; у него есть цель, созидающая цельность личности (целомудрие), а человеческая ...

Методы обучения, их классификация
Понятие «метод обучения» довольно сложное, что обусловлено чрезвычайной многогранностью процесса, который должен отражать сущность данной категории. Г. Ващенко подал содержание общих методов обучения и их классификацию. По его мнению, метод обучения - это средство или система средств, сознательно п ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru