Исходные теоретические позиции урока

Страница 1

С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Всё остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая всё то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

Следовательно, для того чтобы поставить управление школой на научную основу, сделать его действительно развивающим, ее руководителю и сегодня, как и прежде, необходимо глубоко изучить эту «живую клеточку» учебно-воспитательного процесса, познать творческую лабораторию каждого учителя, его сильные и слабые стороны и использовать эти знания для дальнейшего развития учебно – воспитательного процесса в школе.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, - как писал В. А. Сухомлинский, - мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции".

Изучая деятельность учителя на уроке, можно определить:

- каковы отношения учителя с учащимися;

- глубоко или поверхностно он знает свой предмет;

- как он мотивирует познавательную деятельность своих учеников;

- кто он: примитивный информатор или организатор процесса учения детей;

- обеспечивает ли он прочные знания, умения и навыки;

- умеет ли он использовать процесс освоения учащимися знаний по предмету для их развития и воспитания.

Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебном процессе, только на уроке можно увидеть его рост и развитие.

Во - первых, урок в нашей школе был и остается основной формой организации учебной работы, при помощи которой осуществляется воспитание и развитие личности. Как бы не менялась его форма, структура, технология, он и в наши дни играет роль центра, вокруг которого "вращаются все другие формы учебных занятий".

Во - вторых, жизнеспособность, жизнестойкость урока объясняется тем, что он представляет собой живую, подвижную, постоянно изменяющуюся и совершенствующуюся процессуальную систему, отражающую в себе все многообразные многоплановые стороны и моменты учебно-воспитательного процесса. В самом деле, как только ученик приходит в школу, ему приходится овладевать такими сложными процессами, как письмо, чтение, счет, обучаться орфографии, грамматике. Позднее ему приходится осваивать такие области знания, как физика, химия, биология, геометрия, литература, история и многие другие. Попутно им усваиваются необходимые жизненно - практические навыки культурного поведения в обществе. Каждая из этих областей обучения имеет свои особенности, каждая требует к себе особого подхода и каждая при этом может принять самые разнообразные формы в зависимости от задач, а также от методов и форм организации познавательной деятельности, используемых учителем в процессе работы. И всё это находит своё выражение в уроке, придавая каждому из них свои характерные черты, свой особый отпечаток.

В - третьих, урок - система социальная, которая может существовать только за счет взаимодействия учителя с учащимися и учащихся друг с другом. Это система, которая может успешно функционировать не столько на основе передачи учебной информации ученикам от учителя, сколько на основе организации учителем деятельности учащихся по усвоению этой информации. Сущность урока составляет организация учителем разнообразной работы учащихся по усвоению ими новых знаний, умений и навыков, в ходе которой осуществляется их воспитание и развитие. "Обучение любому учебному предмету следует рассматривать как обучение учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием учебного предмета".

В - четвертых, современный урок должен строиться на основе самодеятельности учащихся в учебном процессе, их самоорганизации, развития их личности, коллективной учебной деятельности, ответственности учеников (знает свои обязанности, принимает их, реализует, контролирует выполнение.

Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления.

В – пятых, урок, как и весь учебно-воспитательный процесс в школе, обусловливается социально – экономическими потребностями общества, уровнем его развития, конкурентоспособности его экономики, нравственными и моральными ценностями этого общества. Однако думается, что здесь налицо не только прямая, но и обратная связь. Если мы говорим о том, что нам нужна не школа – придаток к другим сферам общества, плетущаяся у них в хвосте, а школа, опережающая его запросы, задающая тон, готовящая и взращивающая инициативный и творческий тип личности, то всё это можно сделать прежде всего через урок. И он, естественно, не может сам, в свою очередь, не влиять на общество.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Литературное и музыкальное народное творчество
Литературное слово имеет большое значение и в русском народном творчестве. Человек стремился выразить в музыке свое отношение к миру, земле, небу, солнцу, звёздам. Он поклонялся им, наделяя солнце, огонь, воду, землю, ветер своими человеческими чертами, просил заклиная их, даровать тепло, свет, уда ...

Особенности развития творческого воображения в дошкольном детстве
Цель данной квалификационной работы – изучить особенности восприятия произведений изобразительного творчества младшими дошкольниками путем проведения констатирующего и формирующего экспериментов. Почему исследователей интересует механизм восприятия детьми произведений художественного творчества ? П ...

Основные подходы к проблеме речевого развития в психолого-педагогической литературе
Внимание к вопросам развития речи в своих трудах обращали еще древнегреческие философы – Платон, Аристотель, Сократ . Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский (1592-1672). Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию - «Материнская шко ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru