Исходные теоретические позиции урока

Страница 2

В – шестых, сложность феномена, именуемого уроком, заключается в том, что он, протекая в школе, крепко – накрепко связан с педагогическими процессами, имеющими место в семье. Последние же далеко не всегда усиливают результативность успехов, наоборот, они нередко снижают их эффективность, особенно в воспитательном и развивающем аспекте.

В – седьмых, при всей своей подвижности и гибкости конкретный урок представляет собой более или менее законченный отрезок педагогического процесса, ограниченный хронологическими рамками, целями, содержанием, составом учащихся и т.п. Он является элементарной структурообразующей единицей учебно – воспитательного процесса, на базе которой раскрывается и реализуется известная часть учебной программы и отражается конкретный этап ее усвоения.

В – восьмых, диалектика урока, однако, такова, что было бы ошибкой представлять себе урок, как какое – то самодовлеющее, изолированное, замкнутое в себе методическое образование. Каждый отдельно взятый урок органически связан с предыдущими и последующими уроками, он звено в цепи уроков.

Нельзя понять существа данного урока, не имея представления о том, какие уроки были даны до него и какие последуют за ним, какое место он занимает в раскрытии данной темы или данного раздела программы.

Конечно, очень важно хорошо провести урок. Но даже сам по себе такой урок не решает в должной мере задачи формирования и развития личности, если он не является органическим звеном общей цели данной темы, раздела, курса, цикла, всего учебно-воспитательного процесса. Если представить себе весь ход изучения какого – либо предмета в виде кирпичной стены, то каждый урок – кирпичик.

Если такие «кирпичики» сами по себе хороши, но плохо пригнаны друг к другу и скверно сцементированы – стена развалится.

Теперь поставим перед собой четыре вопроса.

Вопрос первый. Что заключает в себе исходная идея современных научных представлений об уроке?

Исходная идея современного урока сформировалась в результате длительного развития отечественной теории обучения и воспитания, а также творческих достижений, как отдельных педагогических коллективов, так и целых систем образования. Такой идеей является представление о единстве обучения, воспитания и развития.

Она является исходной идеей построения любого урока, независимо от его принадлежности. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит своё выражение логика современной теории обучения и в определённой степени социальный заказ общества системе образования. «В своей краткой формулировке существо дела выглядит так: образовательный аспект связан с расширением объёма, развивающий – со структурным усложнением усваиваемого содержания, воспитательный – с формированием отношений… Было бы наивным понимание осуществления этих функций как какого – то четкого разложения на этапы процесса: сначала только образовательная функция, затем развивающая и лишь в конце – воспитательная. В действительности же они взаимодействуют, взаимно обусловливают друг друга… Возможность осуществления единства упомянутых функций должна быть заложена как в содержании, так и в методах, посредством которых в процесс обучения передаётся содержание образования».

Вопрос второй. Что является общей функцией урока?

Профессор Л. В. Занков в своё время совершенно справедливо подчеркивал, что общее развитие школьника осуществляется не по отдельным разрозненным линиям, а в виде целостного процесса.

Общей функцией урока и является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Что под этим подразумевается?

1. Вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями, использование этого процесса для всестороннего развития личности.

2. Обучение учащихся собственной деятельности по овладению знаниями.

3. Формирование прочных мотивов учения, постоянного самосовершенствования, самообучения, самовоспитание.

4. Эффективное воздействие урока на умственное развитие учеников.

5. Воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения.

6. Формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

7. Воспитание культуры чувств и так далее.

Вопрос третий. Что представляет собой цель урока?

Цель урока вытекает из общих целей воспитания личности в обществе и тех задач, которые оно ставит на каждом этапе своего развития перед школой. Задачи эти определяются потребностями общественного развития. Философ А. Спиркин удачно назвал цель «моделью желаемого будущего».

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Сущность проблемного обучения
Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение. Его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую систему. Под проблемным обучением обычно ...

Основные методы преподавания информатики в начальной школе
На современном этапе актуальными остаются вопросы: «Чему учить малышей на уроках информатики? должен ли предмет «информатика» быть выделен в отдельный урок? кто должен преподавать информатику — учитель начальных классов или преподаватель информатики? Но самый главный вопрос — как учить малышей? Изв ...

Развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
С целью повышения уровня развития речи, нами был разработан сборник сюжетно-ролевых игр, которые были направлены на обогащение активного словаря детей и развитие связной речи. Игры были отобраны с учетом возрастных возможностей и интересов детей. Данные игры проводились с детьми в течение 3 месяцев ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru