Управление деятельностью учащихся с нарушениями интеллектуального развития на уроках физической культуры

Педагогика » Физическая подготовленность школьников с нарушением интеллекта » Управление деятельностью учащихся с нарушениями интеллектуального развития на уроках физической культуры

Страница 1

Особое значение в этой системе принадлежит уроку физического воспитания, который, с одной стороны, должен отвечать всем требованиям урока специальной коррекционной школы VIII вида, с другой — иметь свои особенности, определяющиеся спецификой содержания учебного материала, общими задачами физического воспитания и задачами коррекции ребенка с нарушением интеллекта. Урок по физическому воспитанию в специальной коррекционной школе VIII вида отличается от урока по данному учебному предмету в массовой школе в первую очередь тем, что преподаватель имеет дело с аномальными детьми. Поэтому содержание учебного процесса, построение урока, его методика отличаются от урока в массовой школе.

Применение методики физического воспитания, используемой в начальных классах массовой школы, часто невозможно из-за того, что дети с нарушением интеллекта (особенно в младших классах) не понимают требований учителя, не осмысливают задания, трудно усваивают последовательность движений в упражнениях, плохо запоминают свое место в строю. Навык выполнения физического упражнения у них формируется медленнее, чем у нормального ребенка. А. Н. Граборов обращает внимание на то, что, несмотря на оздоровительную роль физического труда, на уроке в специальной коррекционной школе VIII вида надо предусмотреть, что «все же в каждом виде труда, с точки зрения физического воспитания, есть свои недостатки: столярный труд упражняет главным образом правую половину тела; швейное, слесарное, картонажно-переплетное мастерство осуществляются при помощи крайне ограниченных движений; кроме того, в швейном деле очень долго приходится держать одну и ту же позу и т. д.».

На уроках физического воспитания надо подбирать для учащихся специальной коррекционной школы VIII вида такие упражнения, игры, которые бы гармонично развивали учащихся. Эти и другие особенности требуют разработки особой методики для уроков физического воспитания.

Мы остановимся только на некоторых требованиях к методике физического воспитания на уроке в специальной коррекционной школе VIII вида, основанных на своеобразии физического развития ребенка с нарушением интеллекта.

Занятия следует чаще переносить на воздух, упражнения подбирать разнообразные по движениям, но простые для выполнения.

В специальной коррекционной школе VIII вида необходимо проведение общеобразовательных и прикладных физических упражнений. Из них особо важную роль играют первые. В задачу таких упражнений входит развитие и укрепление здоровья ребенка, развитие координации движений, равновесия. Например, для развития координации на уроке используют упражнения с предметами: кубиками, флажками, мячами, скакалками и др. Все они имеют также очень большое значение для профессионально-трудовой подготовки учащихся специальной коррекционной школы VIII вида, так как вырабатывают точность движений, ритмичность, ловкость, умение правильно распределять силы.

И упражнения, и игры подбираются с учетом их корригирующего значения. От учителя физического воспитания в специальной коррекционной школе VIII вида требуется особая четкость в работе, строгая продуманность содержания и методики урока. Во время занятий требуется постоянное внимание ко всем ученикам и к каждому в отдельности, постоянное наблюдение за поведением класса, его настроением. Спокойное, ровное поведение, бодрый тон команды, подтянутость, уверенность и четкость движений — таким должен быть учитель физического воспитания на уроке в коррекционной школе.

Внеклассная работа по физическому воспитанию в специальной коррекционной школе VIII вида — это массовые физкультурные и спортивные мероприятия, организация дней здоровья, занятия с учащимися в спортивных секциях и кружках, а также совершенствование индивидуальных спортивных достижений учащихся по некоторым видам спорта.

Большое значение для укрепления здоровья учащихся коррекционной школы имеют прогулки, экскурсии, вылазки в природу, дни здоровья.

Для эффективной работы учащихся с особыми возможностями здоровья на уроке физической культуры необходимо обеспечить максимальную занятость каждого, дифференцировать нагрузку, осуществлять контроль за состоянием учащихся на уроке, за выполнением упражнений, обеспечивать страховку и своевременно оказывать помощь, следить за дисциплиной и порядком, использовать адекватные методы организации учащихся. Урок начинается строго по расписанию, заканчивается чётко по звонку. Чтобы дети не уставали, в канве урока должно быть достаточное количество игр, упражнений.

Не стоит рассчитывать, что в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида этот требуемый порядок и дисциплинарные правила будут сами собой осознаны учащимися, что они с желанием будут идти на урок. Детей надо учить всему, особенно в начальных классах: своевременно переодеваться, правильно складывать одежду, переходить к месту занятий строем, убирать после занятий инвентарь и оборудование; нужно учить сдавать рапорт, слушать команду, самим давать распоряжения. В зависимости от темы и задач урока в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида можно разделить учащихся на группы по уровню двигательных возможностей и уровню интеллекта, если в классах малая наполняемость (не более 12 человек). В 0-2-х классах деление на подгруппы более целесообразно потому, что дети этого возраста ещё не обучены выполнять упражнения, а такая организация детей помогает учителю во время урока больше внимания уделять конкретному ученику, сравнить качество выполнения упражнений учащимися, их поведение, дифференцированно выбрать методы поощрения.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Специфика влияния речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольника
Выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка, писал: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент ...

Особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке
Для характеристики психолого-педагогической сущности и структуры эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке, а также особенностей проектирования и реализации процесса его формирования, необходимо раскрыть сущность и структуру этого феномена. В связи с этим целесообразно раскрыть ...

Дежурства как форма организации труда детей
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, Не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат о ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru