Критерии отбора методики проведения деловой игры:
1) направлена на достижение образовательных результатов, что способствует четкой формулировке целей и задач, а также закрепление знаний, полученных в рамках лекционной части дисциплины;
2) постановку целей и задач деловой игры, что способствует определению учащимися чёткого плана действий;
3) включает применение приёма обратной связи, что позволяет оценить свои результаты и развить навыки самопрезентации;
4) направлена на приобретение навыков презентации проектов.
Такой подход позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Методика организации деловой игры по дисциплине «Экономика» для учащихся 11 класса включает в себя следующие этапы:
1. Проектирование образовательных результатов. Разработка результатов обучения (образования) позволяют:
ученикам видеть, что ожидается от них;
преподавателям сосредоточиться на будущих достижениях учащихся;
работодателям получать информацию о компетенциях выпускников.
Для проектирования образовательных результатов применяется ЗУНовый подход, который включает в себя владение понятиями, знания, умения.
2. Вводный этап. Введение основных понятий преподавателем по теме деловой игры.
3. Организационно-подготовительный этап:
ознакомление с целями и задачами игры;
формирование групп;
обеспечение материально-технической базой.
4. Игровой этап. Проведение деловой игры. Учащиеся, разбитые на группы выполняют поставленные задачи. Активизирование участников игры, пробуждение в них творческих сил, сближение друг с другом.
5. Презентация проектов. Требования к презентации поектов:
1) Дать краткий анализ поставленной проблемы.
2) Обосновать выработанные предложения.
3) Доказать практическую значимость предложений и возможность их реализации.
От каждой группы избирается представитель, который рассказывает о проделанной работе. Задаются вопросы от других групп и наблюдателей.
6. Вопросы на усвоение темы. Закрепление материала (как учащиеся усвоили тему).
В ходе проведения деловой игры школьники могут играть как активную роль (руководителя отдела, директора фирмы, специалиста-консультанта, сотрудника отдела и т.д.), так и пассивную. В этом случае школьник выступает в роли наблюдателя, выполняя контрольно-учетные функции и создавая тем самым информационную базу для последующего анализа в ходе подведения итогов игры. Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников. Для представления игры необходимо подготовить методическую инструкцию по проведению игры, ролевые инструкции игрокам и необходимый справочный материал. Методическая инструкция по проведению игры включает описание назначения и целей игры, структуры игрового коллектива и функций участников, системы стимулирования, исходных данных, процесса игры (этапы, эпизоды), направлений возможного усовершенствования и усложнения игры.
Информация по теме:
Нарушение поведения как психолого-педагогическая проблема
Отклоняющееся поведение- это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Однако ожидания со временем меняются. В СССР в 60—70-е годы школьные учителя боролись с "длинноволосыми" учениками, усматривая в этом подражание "буржуазном ...
Опыт реализации методики проведения деловой игры по
дисциплине «Экономика» учащихся 11 класса
Опираясь на разработанную методику организации деловых игр в первой главе, перейдем к выполнению главной задачи – разработке комплекса деловых игр по экономике для учащихся 11 класса. В данной работе в качестве примера будут приведены игры на темы «Семейная экономика» и «Фирма». Деловая игра по тем ...
Общие методы исследования
Проведение исследования состоит в использовании выбранных методов как способов разрешения поставленных задач. Как отмечается в научной литературе, необходимо чётко различать методы науки и методы практической деятельности, основанной на положениях этой науки. Метод – в широком смысле – это способ п ...