Условия развития одаренности детей

Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего его личностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, заставляют педагога или школьного психолога предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.

Так как явление одаренности многогранно, то и факторы, влияющие на него разнообразны. Развитие ребенка неизбежно проходит в системе, в которой взаимосвязаны многие факторы, как внешние, так и внутренние. Это:

Неравномерность возрастного развития одаренных детей

Семья одаренного ребенка

Атмосфера в школе и за ее пределами

Социокультурная среда

Наличие возможностей для самореализации

Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми.

Личность одаренного ребенка

Проблемы одаренных детей

Этот список можно продолжать еще долго, так как очень трудно учесть все нюансы окружающей среды ребенка. Здесь самое главное помнить о том, что все находится в постоянном взаимовлиянии.

Соответственно с тем, в какой области ребенок испытывает трудности или недостаток внимания, могут возникать в таких сферах как:

- общения, социального поведения,

- эмоционального развития,

- саморегуляции,

- трудность профессиональной ориентации,

- дезадаптации

Таким образом, можно сказать, что одаренность ребенка не может развиваться в изолированных, искусственных условиях, так как процесс развития личности со всеми ее качествами происходит в системе взаимодействий с социумом, окружающей средой и т.д. Поэтому помимо проведения тестов на непосредственно выявление интеллектуальной и эмоциональной одаренности была проведена диагностика условий, в которых эта одаренность развивается. А именно, был изучен общий психологический климат в классе, социальное положение семей учащихся, проведена беседа с ними и с преподавателями, а также средний балл успеваемости за предыдущий год.

Для изучения климата в классе был проведен тест [приложение] не только с экспериментальной группой, а со всеми ребятами из класса.

Время на выполнение теста было дано 15 минут.

Тест проводился в обычных для школьников условиях – в учебном классе.

Дополнительно после теста была проведена неформальная беседа-обсуждение данного теста. Результаты оказались следующими

График 4. Климат в классе

При анализе графика можно выявить, что мнения в классе разделились почти на две противоположные половины: 1 – наш класс недружный, невозможно учиться и 2 – наш класс дружный.

Но мы считаем очень важным отметить то, что при беседе никто из учеников положительно об атмосфере в классе не высказывался, при ее характеристике ребята употребляли лишь негативные характеристики.

В целом класс действительно очень разрозненный, несмотря на то, что они давно вместе учатся, дети общаются лишь в каких-то своих малых неизменных группах.

одаренности представляют собой многогранную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин, так как личность ребенка развивается в социуме под влиянием многих факторов. Результатом многолетних исследований этой проблемы явились разнообразные программы и методики обучения. Некоторые из них являются хорошим дополнением к существующей системе образования и играют важную роль в дидактическом и воспитательном процессе. А некоторые можно назвать коренным переломом в методике преподавания в целом. Но, несмотря на то, что было создано множество методик по выявлению и воспитанию одаренных детей, пока ученые не пришли к единому мнению. Каждое учение, каждая школа имеет свою точку зрения на данную проблему. И из-за множества расхождений во мнениях одаренность обнаруживается в большинстве случаев лишь тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться.

Но если посмотреть на это с другой стороны, то все это дает возможность для широкого и креативного поля деятельности педагога. Любую программу, либо сочетание программ можно выбрать для обогащения учебного процесса и максимально продуктивного педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе школы.

Информация по теме:

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Понятие "задержка психического развития" (ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений ре ...

Параметры психологического измерения субъективного отношения к природе
Каждое субъективное отношение личности может быть охарактеризовано с помощью целого ряда параметров. Соответственно запечатленность потребностей личности в объектах или явлениях природы характеризуется тремя параметрами: структурно-содержательным – широтой: в каких именно объектах и явлениях природ ...

Проблемные ситуации при изучении лирического произведения
Средства создания проблемной ситуации во многом зависят от рода литературного произведения. Читательское восприятие лирики обнаруживает особенно тесную связь общего уровня литературного развития и постижения данного стихотворения. Ученики с низким уровнем литературного развития даже при верных эмоц ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru