Проблемно-поисковые методы обучения

Педагогика » Методы обучения » Проблемно-поисковые методы обучения

Страница 1

Отличительной чертой проблемно-поисковых методов является постановка перед обучающимися вопроса (проблемы), на который они самостоятельно ищут ответ, как бы сами создают новые знания, "делают открытия", формулируют теоретические выводы. Проблемно-поисковые методы требуют активной мыслительной деятельности студентов, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения.

Использование проблемно-поисковых методов требует от преподавателя хорошего знания учебного материала, широкой эрудиции, умения устанавливать и поддерживать в учебной работе контакт со студентами, обстановку сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. Некоторые авторы сходятся в том, что главная функция проблемного обучения - развитие творческого мышления. С педагогической точки зрения проблемной является не всякая задача, а лишь не имеющая стандартного решения, то есть решаемая не по схеме, образцу, алгоритму, а требующая самостоятельного нахождения нетривиального решения.

А.А. Вербицкий предлагает определение: "Проблемная ситуация - это психическое состояние мыслительного взаимодействия субъекта с объектом познания, характеризующаяся потребностью и усилиями студента обнаружить, "открыть" и усвоить новое, неизвестное еще для него знание, содержащееся в учебном предмете и необходимое для решения поставленной преподавателем задачи - учебной проблемы".

Другие исследователи отмечают, что проблемная задача имеет четкие параметры, которым должно отвечать решение, проблема же их не содержит (И.Я. Лернер).

М.И. Махмутов определяет проблемное обучение как тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая, самостоятельная, поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.

Л.Б. Наумова, применительно к обучению в среднем медицинском учебном заведении, можно полагать, что достаточно корректными и обоснованными будут адаптированные формулировки:

Проблемная ситуация - это документированная модель пациента в виде задачи, требующей для правильного решения:

Самостоятельных рациональных операций мышления с представленными условиями задачи.

Самостоятельного вывода о достаточности или недостаточности имеющихся условий для решения задачи.

Профессионального умения быстро, рационально и правильно добывать недостающие для решения исходные данные.

Профессионального умения быстро, рационально и правильно трактовать добытую информацию.

Профессиональных умений быстро, рационально и правильно определять проблемы пациента, формулировать сестринские диагнозы, составлять план сестринского ухода за пациентом и т.п.

6. Самостоятельного оформления решения задачи в виде квалифицированного профессионального заключения.

Отсюда - проблемное обучение в среднем медицинском учебном заведении - это обучение студентов на проблемных ситуациях с целью успешной предварительной подготовки к предстоящей работе в реальных условиях практического здравоохранения.

Проблемное обучение не заменит традиционной работы студентов с пациентом, но предшествует такой работе.

Эвристическая беседа (частично-поисковый метод) - от греч. heurisko - отыскиваю, открываю. По своей психологической природе эвристическая беседа - это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. В педагогике этот метод считают методом проблемного обучения.

Учебная дискуссия - представляет собой "вышедшую из берегов" эвристическую беседу, специально запрограммированное свободное обсуждение теоретических вопросов учебной программы, которое обычно начинается с постановки вопроса и развертывается как эвристическая беседа. То, что она постепенно переходит в дискуссию, - нормальный ход занятия.

Дискуссия - коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, интенсивная борьба между разными мнениями, нарождающимися тут же и ходе разговора. Так называемый обмен мнениями не плавно и размеренно, как в обычной беседе, а в споре, в столкновении одного мнения с другим и поэтому в несколько неровном темпе. Особенность дискуссии в том, что мнения участников дискуссии - это порождение мыслительной активности спорящих.

Метод "мозговой атаки" заключается в поиске ответа специалистов на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений, случайных аналогий, а также спонтанно возникающих у присутствующих нужных и ненужных ассоциаций. Потом из этого конгломерата мнений, случайных реплик, слов-восклицаний путем внимательного анализа отбираются идеи, наиболее интересные по своей близости к замыслу организатора мозговой атаки.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Особенности формирования научного мировоззрения у младших школьников
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется ве ...

Речевая деятельность в преподавании русского языка как иностранного языка
Поскольку конечной целью является обучение иноязычному общению, исходным объектом обучения становится речевая деятельность. Речевая деятельность - это процесс взаимодействия людей, использующих говорение и слушание как виды деятельности, в которых непосредственно реализуется способ формирования и ф ...

Подходы к обучению учащихся обществознанию
Описание педагогического опыта по обозначенной проблеме представляет определенный интерес для работников образования и может быть использовано в качестве методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса с учащимися в рамках нового стандарта образовательной области «Обществоз ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru