Понятие технологии

Страница 1

На практике теория воспитания осуществляется с помощью технологии (методики). Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» — искусство, мастерство, ремесло и «логос» — наука. В производственном процессе современная воспитательная технология — это система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам, деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. Технология — концентрированное выражение достигнутого уровня производства: это и способ, и результат внедрения научных достижений. «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала».

До последнего времени «интеллектуальные производства», в числе которых и воспитание человека, обходились без понятия технологии, оставляя за ней область материального производства. Современная педагогическая теория, «созревшая» для технологического подхода в воспитании, признает его целесообразность и рационализм, не соглашаясь, впрочем, с механическим переносом производственной технологии в школу.

Воспитательный процесс мы уже рассматривали как производственный. Действительно, логика школьного воспитания и логика производства не так уж далеки друг от друга. Школе, как и производству, общество диктует социальный заказ. В ней, как и на производстве, предполагается наличие определенной материальной базы, соответствующей специфике тех задач, которые стоят перед нею. На осуществление этих задач направлен воспитательный процесс — аналог производственного процесса. Основа его — воспитательная деятельность педагогов, связанная с планированием предполагаемого ими результата и способов его достижения, с моделированием этих способов, осуществлением разработанных планов и моделей, управлением деятельностью и поведением людей, реализующих эти планы. При этом управленческая деятельность педагогов, как и производственников, осуществляется на основе информационных потоков, характеризующих состояние системы и эффективность ее функционирования.

В школе, как и на производстве, есть целая система стимулов, используя которые педагоги направляют и корректируют воспитательный процесс. Школе, как и производству, присуща определенная коммуникативная сеть, используя которую педагоги получают информацию (о детях, об эффективности оказываемых на них влияний), необходимую для того, чтобы принимать решения по управлению воспитательным процессом и т. д. Эффективность этого процесса в школе (как и на производстве) зависит от окружающей среды, от воздействия различных ее компонентов: семьи, детского сада, внешкольных учреждений, дополняющих воспитательное влияние школы на детей, от тех общих воспитательных воздействий, которые оказывают государство и его институты на все подрастающее поколение, и отдельные его возрастные группы. Эффективность деятельности школы, как и деятельности производства, оценивается по качеству выпускаемой ею «продукции». В школе это уровень знаний, умений и навыков школьников, их готовность к самостоятельной жизни, труду, продолжению образования, к семейной жизни, разумному проведению досуга. Таким образом, школьная воспитательная система, как и система производства, включает Поставленные обществом цели, материальную базу, необходимую для их осуществления, совокупность процессов, направленных на решение учебно-воспитательных задач, коллектив работников, эти процессы организующих и управляющих ими через различную по своему характеру деятельность, а также коммуникационную сеть, обеспечивающую работников необходимой информацией.

Проникнув в педагогический лексикон, понятие технологии вызвало к жизни новые направления в педагогической теории и практике. Особенным технологическим радикализмом отличаются некоторые западные воспитательные системы, распространяющие концепции «точной педагогики». Однако до разработки технологии воспитания, опираясь на которую каждый педагог мог бы формировать отвечающую всем требованиям идеальную личность, еще очень далеко. Сегодня можно говорить только об элементах технологизации воспитания, использование которых делает воспитательный процесс более эффективным. Простая и ясная процедура на производстве, технология в школе приобретают такие сложные и неожиданные признаки, что говорить об адекватной производственной технологизации воспитания невозможно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Описание структуры университетского образования
Обращаясь к истории возникновения университета (15,5), можно проанализировать, что ученые, философы и педагоги боролись за сохранение главного назначения университетов – быть эталонами, центрами высокого знания, очагами развития интеллекта и культуры духовного мира человека. Начиная с момента зарож ...

Практические аспекты усвоения знаний и умений
В педагогических исследованиях знания, умения и навыки рассматриваются, как правило, в 2-х аспектах – учебном и содержательном. Так, А. Л. Бердичевский определяет учебные знания как знания обучающихся о целях, предмете, процессе и результатах учебной деятельности. Осознанность цели означает предвос ...

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения как педагогическая проблема
Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru