Понятие технологии

Страница 4

Воспитательные мероприятия имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными воспитательными мероприятиями или коллективными творческими мероприятиями. Коллективные творческие мероприятия, отмечает один из создателей методики воспитания, основанной на системе таких творческих мероприятий, профессор И.П. Иванов, — это не мероприятия, а забота. КТМ – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство[9]. В воспитательных мероприятиях сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками.

В основе воспитательных мероприятий два подхода — деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и свободного общения, а второй; как мы уже знаем, — органичного «сращивания» всех видов деятельности, их влияния в едином процессе. Воспитательное мероприятие одновременно содержит в себе влияния нравственные, эстетические, политические, интеллектуальные. Деятельностный подход указывает направленность воспитания, а комплексный определяет характер его содержания.

Если рассматривать воспитательные дела как обособленные системные образования, то, несмотря на большое их разнообразие, в школах можно выявить, что все они конструируются в основном одинаково. В любом деле выделяются Следующие этапы: 1) целеполагания (анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей); 2) планирования; 3) организации и подготовки; 4) непосредственного осуществления дела; 5) анализа достигнутых результатов.

Одним из важных источников целеполагания и проектирования ВМ выступает социальная ситуация того периода, в котором осуществляются воспитательные дела. Эта ситуация обусловливается общественными событиями в стране и мире, государственными праздниками, юбилейными датами, правительственными постановлениями, общественно значимыми идеями, а также событиями местной жизни. Другим источником организации и проведения ВМ служит педагогический диагноз сформированности необходимых качеств и черт формируемого типа личности. Еще один источник — общая направленность работы учебно-воспитательного заведения на определенный период. Взятые в единстве, эти источники наполняют воспитательные дела жизненной силой, безошибочно определяют их актуальность и направленность.

Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель нравственного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т.д.).

Задача педагога на этапе целеполагания — учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которая предусматривается в будущем деле. Должны быть получены совершенно определенные ответы на вопросы: а) Каков коллектив, на который направляется воспитательное воздействие? б) Каков уровень его развития по данному направлению? в) Что необходимо достигнуть в результате осуществления мероприятие? г) Какой системой воспитательных средств можно достигнуть запланированного результата?

Внимание уделяется также анализу недостатков, выявленных практикой воспитательной работы в прошлом. После обработки поступившей информации формулируется цель воспитательного мероприятия по алгоритму: состояние коллектива и отдельных личностей — возможности педагога и школьников — определение цели и конкретных задач.

Обобщение опыта работы лучших воспитателей, достигающих успеха в работе с различными ученическими объединениям позволяет сформулировать ряд методических рекомендаций (правил), соблюдение которых облегчает путь к высоким результатам.

1. Глубокое осмысление конкретных задач воспитательного мероприятия необходимое условие его эффективности. Эти задачи должны быть умело, интерпретированы и доведены до учеников. Не надо навязывать свою точку зрения; убедите ребят принять необходимое решение, которое они должны воспринять как свое.

2. Любое воспитательное мероприятие проектируется на основе деятельностного и комплексного подходов. Первый, как мы знаем, требует живой, творческой, заинтересованной деятельности самих воспитанников и нацеливает на выбор дел динамичных, где нужно приложить усилия. А второй позволяет педагогу получить от одного дела разносторонний эффект.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Методики организации деловой игры при обучении экономике
Геронимус Ю.В. считает, что деловая игра проходит следующие этапы: 1. Перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. 2. Несложная вступительная ролевая игра. Ее цель – активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы ...

Сущность механизма вероятностного прогнозирования
В предыдущем разделе были рассмотрены основные механизмы аудирования. Рассмотрим сущность механизма прогнозирования и его роль в процессе аудирования и понимания смысловой структуры текста. Механизм вероятностного прогнозирования подробно изучался в психологии и рассматривался в качестве одного из ...

Анализ системы физического образования в технических вузах в контексте парадигмы фундаментальности образования в период перестройки
Сравнительный анализ теории и практики учебно-воспитательного процесса в советской школе и основных тенденций педагогической мысли постсоветского периода неизбежно приводит к выводу, что распад СССР в конце ХХ века привел ко многим реформаторским преобразованиям в образовании и науках технического, ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru