Понятие технологии

Страница 4

Воспитательные мероприятия имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными воспитательными мероприятиями или коллективными творческими мероприятиями. Коллективные творческие мероприятия, отмечает один из создателей методики воспитания, основанной на системе таких творческих мероприятий, профессор И.П. Иванов, — это не мероприятия, а забота. КТМ – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство[9]. В воспитательных мероприятиях сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками.

В основе воспитательных мероприятий два подхода — деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и свободного общения, а второй; как мы уже знаем, — органичного «сращивания» всех видов деятельности, их влияния в едином процессе. Воспитательное мероприятие одновременно содержит в себе влияния нравственные, эстетические, политические, интеллектуальные. Деятельностный подход указывает направленность воспитания, а комплексный определяет характер его содержания.

Если рассматривать воспитательные дела как обособленные системные образования, то, несмотря на большое их разнообразие, в школах можно выявить, что все они конструируются в основном одинаково. В любом деле выделяются Следующие этапы: 1) целеполагания (анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей); 2) планирования; 3) организации и подготовки; 4) непосредственного осуществления дела; 5) анализа достигнутых результатов.

Одним из важных источников целеполагания и проектирования ВМ выступает социальная ситуация того периода, в котором осуществляются воспитательные дела. Эта ситуация обусловливается общественными событиями в стране и мире, государственными праздниками, юбилейными датами, правительственными постановлениями, общественно значимыми идеями, а также событиями местной жизни. Другим источником организации и проведения ВМ служит педагогический диагноз сформированности необходимых качеств и черт формируемого типа личности. Еще один источник — общая направленность работы учебно-воспитательного заведения на определенный период. Взятые в единстве, эти источники наполняют воспитательные дела жизненной силой, безошибочно определяют их актуальность и направленность.

Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель нравственного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т.д.).

Задача педагога на этапе целеполагания — учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которая предусматривается в будущем деле. Должны быть получены совершенно определенные ответы на вопросы: а) Каков коллектив, на который направляется воспитательное воздействие? б) Каков уровень его развития по данному направлению? в) Что необходимо достигнуть в результате осуществления мероприятие? г) Какой системой воспитательных средств можно достигнуть запланированного результата?

Внимание уделяется также анализу недостатков, выявленных практикой воспитательной работы в прошлом. После обработки поступившей информации формулируется цель воспитательного мероприятия по алгоритму: состояние коллектива и отдельных личностей — возможности педагога и школьников — определение цели и конкретных задач.

Обобщение опыта работы лучших воспитателей, достигающих успеха в работе с различными ученическими объединениям позволяет сформулировать ряд методических рекомендаций (правил), соблюдение которых облегчает путь к высоким результатам.

1. Глубокое осмысление конкретных задач воспитательного мероприятия необходимое условие его эффективности. Эти задачи должны быть умело, интерпретированы и доведены до учеников. Не надо навязывать свою точку зрения; убедите ребят принять необходимое решение, которое они должны воспринять как свое.

2. Любое воспитательное мероприятие проектируется на основе деятельностного и комплексного подходов. Первый, как мы знаем, требует живой, творческой, заинтересованной деятельности самих воспитанников и нацеливает на выбор дел динамичных, где нужно приложить усилия. А второй позволяет педагогу получить от одного дела разносторонний эффект.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Воспитательная ценность дежурств
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат о ...

Сущность метода круговой тарировки
На протяжении всей своей работы в школе комплексно использую различные методы и приемы, но предпочтение отдаю методу круговой тренировки, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств учащихся. Круговая тренировка (КТ) являе ...

Общие методы исследования
Проведение исследования состоит в использовании выбранных методов как способов разрешения поставленных задач. Как отмечается в научной литературе, необходимо чётко различать методы науки и методы практической деятельности, основанной на положениях этой науки. Метод – в широком смысле – это способ п ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru