Введение нормативного языка. В процессе работы с тетрадью посредством текста вводится культурный язык. Нужно обсудить с ребенком текст, разобрать введенную в нем схему исследования, соотнести ее с проводимой в тетради работой. Учитель должен настаивать на культурном оформлении исследования, должен выдерживать форму общения с ребенком в процессе работы на введенном нормативном языке.
Обобщение. В процессе обобщения признака для пятизначных чисел и чисел с большим количеством знаков учитель должен опираться на уровень работы ребенка. Исследование может быть закончено на любом признаке. Если ребенок хочет обобщить признак для чисел с любым количеством знаков, но у него не получается, можно предложить ему разобраться только с признаками, которые ему необходимы для решения задач из введения. Если ребенок не может закончить работу с тетрадью в шестом классе, то он может это сделать в начале седьмого класса, и тогда разобраться с доказательством признака и с его обобщением. Главное что должен сделать учитель в конце работы с тетрадью - помочь ребенку проанализировать опыт, который тот получил в процессе работы с ней.
В конце работы с тетрадью учитель должен помочь ребенку представить полученные им в процессе работы с тетрадью результаты. Для этого можно устроить презентацию, на которую пригласить одноклассников ребенка, возможно, других учителей математики, на которой ребенок расскажет о проведенной им работе.
Необходимо отметить о недостатках, которые выделяются в процессе индивидуальной работы ребенка с тетрадью:
Процесс индивидуальной работы с тетрадью не позволяет ребенку видеть возможности представленности других гипотез (версий).
Мотивация движения ребенка к доказательству может быть небольшой, когда он двигается один, так как в процессе индивидуальной работы отсутствует дух сотрудничества, соревновательности.
Темп работы может быть низким, так как отсутствует дух соревновательности.
Групповая работа.
Для работы с тетрадью дети могут объединяться в группы по 2 – 4 человека. Работу с тетрадью можно организовывать как в одной группе, так и между несколькими группами. Учителю необходимо договориться с детьми о способе работы с тетрадью:
Выделить в материале “порции”, например, две – три страницы тетради, с которыми дети будут работать в промежутках между встречами с учителем.
Договориться о ведении записей в тетради. Необходимо, чтобы творческая тетрадь была у каждого из детей работающих в группе, с которой ребенок мог бы заниматься в процессе самостоятельного исследования, записывая свои мысли, как сможет. Также необходимо, чтобы у учителя был еще один экземпляр тетради, в которую будут вноситься уже окончательно оформленные, прошедшие обсуждение утверждения.
В процессе групповой работы выделяется три основных этапа:
1. Индивидуальный этап, во время которого дети работают с тетрадью самостоятельно.
2. Обсуждение проведенной работы, полученных версий:
Представление всех версий.
Сопоставление версий в процессе дискуссии между детьми.
Оформление окончательного варианта, который заносится в тетрадь.
3. Выбор направления дальнейшего творчества, переход к следующему этапу работы.
Задачей учителя в процессе групповой работы с творческой тетрадью является организация общих занятий, на которых бы происходило обсуждение работы, которую дети проводили самостоятельно. Можно выделить следующие ключевые занятия:
Работа с догадками (гипотезами).
Введение нормативного языка.
Проблематизация старого способа обоснования, введение доказательства.
Опишем идеи ключевых занятий.
Занятие 1. Работа с догадками .
Цель: Обсудить все гипотезы, оценить корректность формулировки, записать наиболее корректную формулировку гипотез.
Задачи: 1. Организовать сравнение содержания утверждений и формулировок. Обнаружить, что одно и тоже содержание может быть по-разному оформлено.
2. Записать оптимальную формулировку гипотез.
Начать занятие можно с обсуждения того, какой признак делимости на 11 для двухзначных чисел дети получили, записать его формулировку. Обсудить, как ответили на вопрос: “Есть ли еще двухзначные числа, делящиеся на 11?”.
Обсуждение результатов вывода признака для трехзначных чисел нужно начать с того, что узнать какой выбор сделали при ответе на вопрос: “Как тебе сейчас кажется, трехзначное число делится на 11, если оно записывается одинаковыми цифрами?”. Обсудить с детьми, почему они сделали тот или иной выбор. Если все ответили одинаково, обсудить с ними вопрос: “Как мог рассуждать тот, кто выбрал другой ответ?”. Обсудить их действия после выбора.
Информация по теме:
Виды агрессии
Агрессивность многолика. По направленности агрессивность может быть внешней, характеризующейся открытым проявлениям в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) или на безличные обстоятельства, предметы, социальное окружение (смещенная агрессия), а так же внутренний, характеризующейся выражением обвине ...
Проектирование методики организации деловой игры
Критерии отбора методики проведения деловой игры: 1) направлена на достижение образовательных результатов, что способствует четкой формулировке целей и задач, а также закрепление знаний, полученных в рамках лекционной части дисциплины; 2) постановку целей и задач деловой игры, что способствует опре ...
Психологическая готовность
ребёнка к школе
Готовность к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья ребёнка. В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты. Л.И. Божович ещё в 60-е годы указывала, что готовность к ...