Способы художественного изображения и передачи чувств

Педагогика » Принципы и технология анализа художественного текста на уроках чтения » Способы художественного изображения и передачи чувств

Страница 1

Уроки литературного чтения способствуют выполнению главной цели современной школы – формированию образованной культурной личности. Чтение книг для ребенка, познающего мир, всегда увлекательно. Но от уровня его читательской грамотности зависит глубина проникновения в смысл художественного произведения.

Задача современного учителя не только научить детей читать, но и научить понимать художественный текст, чувствовать его, видеть за строчками переживания автора, понимать то, о чем он хотел сказать.

Разница между художественным и научным текстами – в способе отображения действительности. Ученый доказывает свою точку зрения с помощью фактов и логики, писатель показывает, жизнь с помощью слов. Например, в научном издании – в толковом словаре – дождь как явление природы объясняется так: "Дождь – атмосферные осадки в виде водяных капель". В художественном произведении это явление может выглядеть так:

И по дороге моей, светлые, словно из стали,

Тысячи мелких гвоздей шляпками вниз заскакали.

Прямы и светлы, как прутья стальные,

В землю вонзились струи дождевые.

(Н.А. Некрасов)

или так:

"Слово "спорый" означает быстрый, скорый. Спорый дождь льет отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой ."

(К.Г. Паустовский)

Сравнив описания, дети должны увидеть разницу: научный текст поясняет явление, художественный – дает возможность представить дождь: вот он льет как из ведра, на улице хмуро, а вот грибной дождик . он такой ласковый, теплый, хочется выйти на улицу и побегать под ним. Читая художественный текст, мы видим картинки в деталях, вспоминаем какие-то моменты, связанные с этим явлением и даже слышим дождь.

Писатель ярко и красочно может описать все: любую картину, явление природы, вещь, человека, даже то, чего на свете не бывает, но мы, прочитав про это, представляем, о чем он говорит.

Под рукой мастера самые обычные слова становятся волшебным средством изображения предмета, природы, человека и т.д. Например, слово "железный" в словосочетании "железная кровать" означает только то, что кровать сделана из железа. А в выражении "железный характер" слово "железный" имеет другое значение: твердый, мужественный, непреклонный. Слово "хрустальный" в предложении: "На столе стояла хрустальная ваза" обозначает только то, из чего она сделана. А в поэтической тютчевской строке: Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера!

Слово "хрустальный" имеет значения: яркий, сверкающий, ясный, звонкий, хрупкий. Здесь оно употребляется не в прямом значении, а в переносном.

Слова, употребляемые в переносном значении для достижения особой изобразительности, называют тропами.

К тропам относятся:

эпитет – художественное образное определение, например:

"Утесов нагие громады" (А.Пушкин);

"Где-то в яблочном захолустье" (Ю.Друнина);

"С деревьев ржавый лист валится ." (Ф.Тютчев);

метафора – перенесение свойств одного предмета на другой – олицетворение.

"В саду горит костер рябины красной . " (С.Есенин);

" . И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем берегу" (А.Блок);

сравнение – сопоставление одного явления или понятия с другим явлением или понятием.

"Лес, словно терем расписной . " (И.Бунин);

"Лежал закат костром багровым" (А.Ахматова);

"Глаза девочки были похожи на мокрую черную смородину" (Л.Н. Толстой).

У настоящих мастеров в создании образа участвуют даже звуки. Как, например, у Пушкина:

"Буря мглою небо кроет" , – гласные о, у создают впечатление воя ветра.

Или в строчках:

"То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит", – взрывные к, т, п передают стук.

Специальный подбор согласных звуков для создания определенной картины, более точного описания образа называется звукописью или аллитерацией, а повторение гласных звуков – ассонансом.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Особенности внедрения курса «ОРКиСЭ» в средних школах г. Красноярска
Рассмотрев учебные пособия курса «ОРКиСЭ», выявив существующие в них методологические погрешности, мы обратимся к опыту преподавания данного предмета, полученному в ходе педагогической практики, на базе пятых классов школ города Красноярска. Во время прохождения практики были проведены анкетировани ...

Условия организации труда
Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность. В зависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формам деятельности. Для того чтобы ...

Определение понятий «религиозное образование», «светская школа»
Так как само понятие «религиозного компонента» очень широко, возникает необходимость его точного определения. В общеобразовательных муниципальных школах существует множество предметов, где «религиозный компонент» присутствует как необходимый элемент. Сюда можно отнести историю, обществознание, исто ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru