Способы художественного изображения и передачи чувств

Педагогика » Принципы и технология анализа художественного текста на уроках чтения » Способы художественного изображения и передачи чувств

Страница 1

Уроки литературного чтения способствуют выполнению главной цели современной школы – формированию образованной культурной личности. Чтение книг для ребенка, познающего мир, всегда увлекательно. Но от уровня его читательской грамотности зависит глубина проникновения в смысл художественного произведения.

Задача современного учителя не только научить детей читать, но и научить понимать художественный текст, чувствовать его, видеть за строчками переживания автора, понимать то, о чем он хотел сказать.

Разница между художественным и научным текстами – в способе отображения действительности. Ученый доказывает свою точку зрения с помощью фактов и логики, писатель показывает, жизнь с помощью слов. Например, в научном издании – в толковом словаре – дождь как явление природы объясняется так: "Дождь – атмосферные осадки в виде водяных капель". В художественном произведении это явление может выглядеть так:

И по дороге моей, светлые, словно из стали,

Тысячи мелких гвоздей шляпками вниз заскакали.

Прямы и светлы, как прутья стальные,

В землю вонзились струи дождевые.

(Н.А. Некрасов)

или так:

"Слово "спорый" означает быстрый, скорый. Спорый дождь льет отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой ."

(К.Г. Паустовский)

Сравнив описания, дети должны увидеть разницу: научный текст поясняет явление, художественный – дает возможность представить дождь: вот он льет как из ведра, на улице хмуро, а вот грибной дождик . он такой ласковый, теплый, хочется выйти на улицу и побегать под ним. Читая художественный текст, мы видим картинки в деталях, вспоминаем какие-то моменты, связанные с этим явлением и даже слышим дождь.

Писатель ярко и красочно может описать все: любую картину, явление природы, вещь, человека, даже то, чего на свете не бывает, но мы, прочитав про это, представляем, о чем он говорит.

Под рукой мастера самые обычные слова становятся волшебным средством изображения предмета, природы, человека и т.д. Например, слово "железный" в словосочетании "железная кровать" означает только то, что кровать сделана из железа. А в выражении "железный характер" слово "железный" имеет другое значение: твердый, мужественный, непреклонный. Слово "хрустальный" в предложении: "На столе стояла хрустальная ваза" обозначает только то, из чего она сделана. А в поэтической тютчевской строке: Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера!

Слово "хрустальный" имеет значения: яркий, сверкающий, ясный, звонкий, хрупкий. Здесь оно употребляется не в прямом значении, а в переносном.

Слова, употребляемые в переносном значении для достижения особой изобразительности, называют тропами.

К тропам относятся:

эпитет – художественное образное определение, например:

"Утесов нагие громады" (А.Пушкин);

"Где-то в яблочном захолустье" (Ю.Друнина);

"С деревьев ржавый лист валится ." (Ф.Тютчев);

метафора – перенесение свойств одного предмета на другой – олицетворение.

"В саду горит костер рябины красной . " (С.Есенин);

" . И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем берегу" (А.Блок);

сравнение – сопоставление одного явления или понятия с другим явлением или понятием.

"Лес, словно терем расписной . " (И.Бунин);

"Лежал закат костром багровым" (А.Ахматова);

"Глаза девочки были похожи на мокрую черную смородину" (Л.Н. Толстой).

У настоящих мастеров в создании образа участвуют даже звуки. Как, например, у Пушкина:

"Буря мглою небо кроет" , – гласные о, у создают впечатление воя ветра.

Или в строчках:

"То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит", – взрывные к, т, п передают стук.

Специальный подбор согласных звуков для создания определенной картины, более точного описания образа называется звукописью или аллитерацией, а повторение гласных звуков – ассонансом.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Возрастные особенности детей 5-6 лет
Рассматривая вопросы педагогических воздействий на детей, необходимо всегда учитывать их возрастные особенности. У детей 5-6 лет продолжается интенсивное сенсорное развитие, причем процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка данного возраста значительно лучше, чем мышление. В 5-6 ...

Психокоррекционные группы, возможности их применения в педагогической практике
Психокоррекция может иметь индивидуальные и групповые формы. Первые предполагают работу психотерапевта и клиента один на один, а вторые -одновременную работу психотерапевта с группой клиентов. Группы людей, создаваемые с психокоррекционными целями, могут быть следующих основных типов: 1.Т-группы (г ...

Анализ лирического и драматического текста
Чтение и изучение лирических произведений предоставляет очень большие возможности для личностного развития ребенка, поскольку в процессе восприятия участвуют воображение, эмоциональная сфера, мышление, память. Кроме того, лирика как изображение чувств может оказывать сильное воспитательное воздейст ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru